Основы научного подхода к проблеме научения заложил Э.Л. Торндайк. Научение представляет собой широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Это — готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.

У животных научение осуществляется на основе врожденных инстинктов, структура которых может несколько перестраиваться в аспекте конкретных условий жизни. Одной из форм научения является формирование навыка, в котором исполнительные операции являются достаточно автоматизированным и лишенными излишних компонентов, их повторение и закрепление позволяет достичь значительно лучшего приспособления к окружающей среде. При существовании животных в видовых сообществах научение может происходить не только на основе генотипа или индивидуального опыта, но также и на основе подражания одних особей действиям других. Такая форма научения характерна, прежде всего, для молодых животных. В качестве особой формы научения выступает запечатление. При дрессировке человеком животного систематически подкрепляются, чаще всего пищей, все требующиеся компоненты действия.

В последнее время получены данные, показывающие, что научение играет более существенную роль в поведении животных, чем считалось раньше. В частности, обнаружено, что пчелы, обладая очень примитивной нервной системой, способны ориентироваться на такие соотносительные признаки, как „одинаковый“ и „иной“. В экспериментах пчел заставляли пролетать сквозь трубу, на входе которой была размещена определенная метка (цветная карточка, горизонтальные и вертикальные штрихи) и которая затем раздваивалась, причем один из путей был помечен так же, как и метка на входе, и он вел к еде. Пчелы быстро научались находить правильный путь.

Виды:

  • привыкание,
  • импринтинг,
  • запечатление,
  • образование рефлексов,
  • формирование сложных поведенческих реакций,
  • социальное научение и др.