Пт. Апр 5th, 2024

Нарратив (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование, от лат. narrare — рассказывать) — понятие философии постмодерна , которое фиксирует процессуальность самоосуществления как способ бытия текста .

Термин заимствован из историографии , где возникает в рамках концепции «нарративной истории», трактующей смысл исторического события не как обоснованный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией (например, работа Тойнби «Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира», 1976 ).

Идея привнесености содержания в качестве основной ложится в фундамент постмодернистской концепции значения: как событие в нарративной истории не сводится историком в поисках его значения к некой общей, изначальной закономерности, имманентно проявляется в событиях, так и текст в постмодернизме не рассматривается с точки зрения презентации в нем исходного объективного наличного смысла (разрушение «онто-тео-теле-Фалло-фоно-лого-центризма» текста у Дерриды; снятие «запрета на ассоциативность», вызванную «логоцентризмом индоевропейского предложения» в Кристевой).

Вследствие этого текст не предполагает и своего понимания в герменевтичному смысле этого слова: текст, понимаемый как «эхо-камера» (Барт), лишь возвращает субъекту привнесенный им смысл, — Н. конституируется лишь в процессуальности нарации как «выявление» (Гадамер). По формулировке Ф. Джеймисона , нарративная процедура «действует реальность», одновременно утверждая ее относительность и свою «независимость» от сотворенного смысла. «Повествовательная стратегия» постмодернизма является радикальным отказом от реализма во всех возможных его интерпретациях, включая: литературно-художественный критический реализм, ибо критиковать — значит считаться с чем как с объективным (а постмодерн даже символизм отвергает за то, что знаки все- таки трактуются как следы и метки некой объективной наличии); средневековый реализм, ибо постмодерн относится к тексту принципиально номиналистической; даже сюрреализм, ибо постмодерн не ищет «зон свободы» в индивидуально-субъективной эмоционально-аффективной сфере, и поэтому обретает свободу не в феноменах детства, сновидения или интуиции, как сюр, но в процедурах «деконструкции» (Деррида) и «означивания» (Кристева) текста, предполагающих произвольность его центрации и семантизации.

Настоящая свобода и реализует себя в постмодернизме посредством нарративных практик: «все, что является человеческим, мы должны позволить себе высказать» (Гадамер). Условием возможности такой свободы является принципиальная открытость как любой нарации («всякая беседа имеет внутреннюю бесконечность» — Гадамер), так и текста: «все сказанное всегда обладает истину не просто в себе самом, но указывает на уже и еще не сказано». И только когда «несказанное совмещается со сказанным, все высказывание становится понятным» (Гадамер). В данном контексте общая для постмодерна установка, которая может быть обозначена как «смерть субъекта» (и, в частности, «смерть автора»), появляется одной из своих возможных сторон: Н. Автора в процессе чтения снимается Н. Читателя, который по-новому центрирующего и означуваю текст.

Источником смысла текста, таким образом, становится не Автор, но Читатель: по оценке Дж.Х. Миллера, «читатель овладевает произведением … и налагает на него определенную схему смысла … Чтение никогда не бывает объективным процессом обнаружения смысла, но вложением смысла в текст, который сам по себе не имеет никакого смысла».

В фундаментальной для обоснования культурной программы постмодернизма работе «Постмодернистская судьба» Лиотар определяет модернизм как культуру «больших нараций» («метанаративив»), как определенных социокультурных доминант, своего рода властных установок, объективируются не только в социальных институтах и структурах, алезадають легиитимизацию того или иного (но обязательно одного) типа рациональности и языка. Такие «доминантные повествования», по формулировке Джеймисона, является не столько вербальное рассказ, сколько «епистемологична категория». Модель «объясняющего рассказа», основанная на презумпции принципиально повествовательной природы знания, лежит в основе наративистських концепций объяснения (А. Данте , У. Геллы, М. Уайт, Т. М. Гуд и др.).. Как детерминирующие векторы, организующие культуру модернизма, выступают такие «великие истории» («метаоповидання»), как идея прогресса, идеалы Просвещения, гуманизм свободы личности, гегелевская диалектика духа и т.п.. — В отличие от этого, постмодерн постулирует принципиальный плюрализм возможных Н., вариабельность рациональностей, фейерверк релятивных смыслов, обосновывая языковые игры как альтернативу языку. Тем самым постмодерн осуществляет радикальный отказ от самой идеи традиции: ни одна из возможных форм рациональности, ни одна языковая игра, ни один Н. не является претензией на основоположение приоритетной (в перспективе — нормативной и, наконец, единственно легитимной «метанарации». Это находит свое видображенння в фигуре «мертвой руки» (К. Брук-Роуз), заимствованной постмодерном из юридической практики, где она означает владение без права передачи по наследству.

В условиях «заката больших нараций» девальвирован оказывается не только онтологическая, но даже конвенциональная универсальность как разновидность идентичности: «консенсус стал устаревшей и подозрительной ценностью» (Лиотар). В условиях тотального культурного плюрализма такая установка оценивается постмодерном как естественная: «затерявшись в ночи среди болтунов … нельзя не ненавидеть видимости света, идущего от болтовни» (Батай). Постмодерн, таким образом, отвергает «все метаповиствування, все системы объяснения мира», заменяя их плюрализмом «фрагментарного опыта» (И. Хассан). — В отличие от «эпохи больших нараций» постмодерн — это «эпоха комментариев, который мы принадлежим» (Фуко).

Идеалом культурного творчества, стиля мышления и стиля жизни становится в постмодерне коллаж как условие возможности плюрально означивания бытия. «Эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, в кино смотрят вестерн, на ленч идут в закусочную Мак-Дональда, на обед — в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и носят одежду в стиле ретро в Гонконге» (Лиотар).

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO