Интеллектуальные мультиагентные системы принятия реше­ний предназначены для оценки качества организационно-техни­ческих и экономических решений в процессе деятельности пред­приятия.

В настоящее время происходит переход от концепции ста­бильного бизнеса к мобильному, в котором главную роль играют понятия конкурентоспособность и гибкость.

Для работы в новых быстроизменяющихся условиях предприятиям необходимо по­стоянно трансформировать свои производственные структуры и структуры бизнес-процессов. При этом становится неизбежным привлечение сторонних специалистов из области технологий, маркетинга, реинжиниринга и т. д. Оценка предлагаемых реше­ний является сложным и постоянным видом деятельности, тре­бующим участия высококвалифицированных экспертов из раз­ных областей знаний, которые, как правило, территориально удалены друг от друга. Этим обусловлена актуальность распреде­ленной компьютерной поддержки процессов принятия решений на предприятиях, которая может быть реализована с применени­ем мультиагентных систем.

Рассмотрим пример мультиагентной системы принятия ре­шений для многокритериальной оценки инновационной дея­тельности предприятия.

Общая схема принятия решений включает следующие этапы:

  1. спецификация требований;
  2. генерация решений;
  3. оценка альтернатив;
  4. выбор эффективного решения.

Оценку решений проводит рабочая группа, которая состоит из руководителя, аналитика и экспертов. Функции между участ­никами рабочей группы распределяются следующим образом. Руководитель формирует набор показателей (критериев), кото­рые будут использоваться для оценки проектов (решений); под­бирает состав группы экспертов; составляет персональный ка­лендарь, в соответствии с которым эксперты выполняют свои за­дания. Каждый эксперт работает по индивидуальному сценарию, предложенному руководителем. Аналитик, функции которого может выполнять руководитель, высказывает свое мнение о ре­зультатах проведенной экспертами работы.

Для поддержки группового процесса принятия решений ис­пользуется программная реализация метода анализа иерархий, где реализованы следующие основные процедуры:

  • формирование и согласование иерархической структуры показателей;
  • оценка и согласование качественных показателей проекта;
  • оценка и согласование важности показателей;
  • ранжирование альтернативных решений и согласование ре­зультатов.

В решении перечисленных задач участвует множество экс­пертов, поэтому на каждом этапе предусмотрены процедуры со­гласования их мнений.

Ядром мультиагентной системы «Multi Expert» (рис.7.3) явля­ется менеджер знаний, использующий три внешних компонента:

  • информационную модель проблемной области в виде упо­рядоченного набора показателей качества решений;
  • средства технической и программной поддержки;
  • множество типов пользователей (руководитель, координа­тор, эксперт, аналитик).

Для координации работы коллектива экспертов используется двухуровневый механизм согласования. Каждый из экспертов представлен агентом, в задачу которого входит оценка предлагае­мых руководителем альтернатив по заданному набору показате­лей качества. С помощью редактора знаний руководитель фор­мирует задания экспертам и проводит анализ полученной от них информации. Задача координации поведения агентов возложена на агента-координатора. Результатом работы системы являются согласованные экспертные оценки, на основании которых про­водится многокритериальное ранжирование альтернатив.

Рис. 7.3. Обобщенная структура мультиагентной системы принятия решений «Multi Expert»

Рассмотрим основные функции агентов в системе «Multi Expert».

Агент-руководитель:

  • предоставляет набор процедур для облегчения работы руко­водителя в распределенной системе;
  • вычисляет конечный результат на основании данных, полу­ченных от других агентов;
  • отслеживает согласованность решения, вырабатываемого группой;
  • предоставляет средства визуализации результатов работы;
  • подготавливает сообщения агенту-координатору;
  • выполняет почтовые функции в распределенной среде. Агент -координатор:
  • обеспечивает выполнение пошагового алгоритма принятия решения;
  • поддерживает целостность баз данных системы на группо­вом уровне и вносит в них необходимые изменения;
  • подготавливает диалоговые формы для информационного обмена через Интернет.

Агент-эксперт:

  • поддерживает выполнение текущего шага задания;
  • готовит сообщения агенту-координатору;
  • поддерживает целостность локальных баз данных;
  • выполняет почтовые функции в распределенной среде.

Работа агентов осуществляется следующим образом.

Руково­дитель формирует задания, оперируя справочниками, содержа­щими знания об экспертах, показателях качества и решениях, требующих рассмотрения. Далее задание в виде входного сооб­щения поступает агенту-координатору, определяющему со­став изменений, которые необходимо сделать в базах данных на локальном уровне. Координатор с помощью предоставленного ему набора функций готовит информацию для всех агентов-экс­пертов рабочей группы. Агенты-эксперты выполняют задания, предназначенные для своих пользователей, анализируя посту­пившие от координатора сообщения (j — номер эксперта), и отсылают ему ответные сообщения 

Агент-координатор собирает сообщения о готовности выпол­ненных заданий от всех членов группы. При выполнении всего пакета заданий его состояние изменяется, и посылается сообще­ние агенту руководителя

Руководитель может выполнять проверку согласованности экспертных суждений либо на основе вычислений, либо с помощью логического анализа предоставленной ему информа­ции. Решение руководителя о степени согласованности сужде­ний посылается агенту-координатору, который продвигает зада­ние на следующий шаг или возвращает экспертов на предыдущий этап в целях достижения лучшей согласованности.