Мотивация достижения — элемент мотивационно–потребностной сферы, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганием неуспеха. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Первым Д. У. Аткинсон (род. 1923), американский психолог, для учета индивидуальных различий мотивов в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения * вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях (Motivational determinants of risk–taking behavior / Psychological Review. 1957, 64).
Диагностика. Для выявления мотивации достижения часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Дж. Мак–Клелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал Г. Хекхаузен (тест Хекхаузена).
Теория реверсивности разработана М. Дж. Аптером. Она основана на предположении, что мотивация обладает мультистабильностью, т.е. имеет более чем одно стабильное состояние. В мотивации существует два метамотивационных состояния равновесия. Первое, телическое, характеризуется направленностью субъекта на достижение некоторой цели, второе, парателическое, ориентирует субъекта на сам процесс и сопутствующие ему ощущения. В телическом состоянии удовольствие возникает в ответ на снижении активации (индивид стремиться завершить деятельность, например, при выполнении монотонного задания), в парателическом, наоборот, при повышении активации (индивид старается продлить деятельность, например, в случае игры). Переход от одного состояния к другому (инверсия) может осуществляться внезапно, он инициируется либо насыщением мотива, доминирующего в данном состоянии, либо его фрустрацией, либо внешними факторами.
Теория мотивации Ю. Кюля представляет собой развитие модели целенаправленного поведения Дж. Аткинсона. В ней — на основе модели „ценность поведения вероятность успеха“ — постулируется, что для осуществления деятельности является необходимым не только наличие у субъекта соответствующих мотивации и способности, но и та или иная выраженность контроля действия (Handlungskontrolle) как некого интегративного критерия эффективности данной деятельности. Выделены два вида контроля деятельности:
Предполагается, что при неуспехе деятельности сначала должны активироваться мысли и чувства, ориентированные на продолжение действия, но если неуспех продолжается, то закономерно возникают мысли и чувства, ориентированные на собственное положение, что тормозит осуществление достигающей деятельности.
Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…
Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…
В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…
Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…
Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…
Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накопленную в конденсаторе, можно определить…