Характерной особенностью авиационной промышленности вообще, и авиадвигателестроительного производства в особенности, является большое количество и трудоемкость контрольных операций и технологических испытаний. Численность персонала контрольных служб достигает в этой отрасли 25..30% от численности основных рабочих по сравнению с 10..15% по машиностроению в целом.
Контролю подлежат геометрические параметры деталей двигателя и их физико-механические характеристики — предел прочности, твердость, ударная вязкость, макро- и микроструктура, а также сплошность материала детали.
Детали авиационной техники в соответствии со степенью их ответственности подвергаются различным видам контроля и испытаний. В зависимости от объема и характера этих испытаний деталь должна быть отнесена к одной из групп контроля, установленных отраслевым стандартом ОСТ 1.00021-78 “Группы контроля деталей, подвергаемый термической и химико-термической обработке”. Группу контроля детали назначает конструктор по согласованию с главным металлургом. Стандартом предусмотрены 6 групп контроля для деталей, подвергаемых термической обработке, и 2 группы контроля для деталей, подвергаемых химико-термической обработке.
Таблица 1. Группы контроля деталей, подвергаемых термической обработке
Группа контроля | Объем контроля | Требования к: объему и видам испытаний | |
твердости | механические свойства | ||
1 | 100% | По образцам, отрезанным от детали | |
2 | 100% | Выборочно 1… 2 детали от садки | При использовании неразрушающих методов контроля проверке твердости подвергают только10% деталей; образцы вырезаются из заготовки и проходят ту же термообработку, что и деталь. |
2а | — | Выборочно 1… 2 детали от садки | Испытания на образцах-свидетелях (1 образец от партии) |
3 | 100% | — | Твердость определяется по ОСТ, указанному в технических условиях. Если все детали 3 группы или 10% деталей 4 группы подвергаются неразрушающему контролю, то проверке твердости подвергаются только 3% деталей. |
4 | 10% | — | |
5 | — | — | Контроль режима термообработки |
Таблица 2. Группы контроля деталей, подвергаемых химико-термической обработке.
Группа контроля | Объем контроля качества поверхностного слоя | ||
твердости | микроструктуры | глубины | |
1Ц | 100% | 1 деталь от садки или на образцах-свидетелях | 5%, но не менее 1 детали от садки |
1НЦ | |||
1А | |||
2Ц | 10% или на образцах свидетелях | Периодически на | 5%, но не менее 1 детали от садки |
2НЦ | |||
2А |
Примечание: обозначение Ц — для деталей, подвергаемых цементации, НЦ — нитроцементации, А — азотированию. Группу контроля детали назначает конструктор, согласовывает с главным металлургом и указывает в технических требованиях чертежа.
Пример записи в технических требованиях чертежа:
Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…
Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…
В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…
Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…
Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…
Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накопленную в конденсаторе, можно определить…