Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор делает то, что другие хотят, чтобы он сделал.

В качестве интроекций выступают «правила жизни», которые ребенок получает от родителей и окружающих, так как этот процесс, в понимании гештальтпсихологии, происходит как процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок к своим интроекциям обдуманно начинает относиться, начиная с подросткового возраста, добиваясь своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания интроекций происходит в течение всей жизни человека.

Интроекции имеют следующие психосемантические проявления: «Я должен…», «Мне следует…».

Они могут проявляться в нереалистических ожиданиях от других людей и от себя, в смене одних интроекций другими, стремлении жить по чужим правилам и др. Интроекции возникают в ситуациях, когда человек лишен возможности или желания анализировать, сравнивать, опровергать, сомневаться, доказывать, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей.

Все выше перечисленное отличает механизм интроекции от проекции, при которой, наоборот, делается попытка придать внутреннюю форму всему внешнему миру. Иногда в литературе интроекцию называют «положительным перенесением», а проекцию — «отрицательным».

Ретрофлексия

По меткому выражению Ф. Перлза (1973), ретрорефлектор (человек с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что он хотел бы сделать другим.

Описывая ретрофлексию, Полстер (1973), считал, что такая форма взаимодействий индивида с другими людьми позволяет ему становиться «отдельной и самосохраняемой единицей», подчеркивать свою центральную человеческую силу. Она может нередко вызывать стресс и напряжение, так как заключается во внутреннем Я и не выливается в поведенческих реакциях.

Ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине (Д. Рейнуотер, 1993) и обеспечивает тип контроля, защищающий личность «от внешних вторжений и влияний на ее переживания и чувства». Как и многие защитные механизмы личности, ретрофлексии начинают формироваться в детстве.

Рассмотрим пример детской ретрофлексии. Ребенок интроецирует «послание» взрослых: «Каждый мальчик должен быть мужчиной и не плакать по пустякам». Но, играя в футбол во дворе, ребенок упал и сильно ушиб колено о камень… Боль… Появляются слезы… Плач… Но, ретрофлексируя, он прячет свою боль во внутрь, останавливает слезы, прекращает крики…

Вместе с тем, во многих работах (преимущественно гештальт-психологического толка) отмечается, что частые ретрофлексии могут вылиться в «нездоровье» — психосоматические нарушения, депрессию и самодеструктивное поведение. Ретрофлексивные защиты имеют и внешнее выражение — напряжение мышц и мускульные проявления (сжатие кулаков, закусывание губ, совершение «боксерских» ударов по предметам, задержки дыхания и др.), изменения цвета кожи в местах блокирования энергии. В этих ситуациях важно «перераспределить» энергию и значительную ее часть направлять не на себя, а на окружающих.

Ретро-защиты

Настоящая группа объединяет те механизмы психологических защит, которые базируются и используют механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения. Прибегание к этому типу защит косвенно свидетельствует о некой личностной и социальной инфантильности человека, личностной незрелости.

Они наиболее близки к развитию деструктивных, порой патологических свойств личности, формируя черты подчинения и зависимостей.

Ниже будут описаны следующие защитные механизмы:

  • отступление;
  • самозамыкание;
  • дефлексия;
  • окаменение;
  • уход в виртуальную реальность/виртуальность;
  • комплекс Ионы;
  • регрессия:

o примитивные механизмы:

  • отрицание,
  • расщепление,
  • проективная идентификация,
  • парциальная перцепция,
  • двигательная активность;
  • оглушение.

Завершая данную главу, следует отметить, что все виды психологических защит личности имеют «двойной», «парадоксальный» эффект — позитивный («освобождение» от неприятных переживаний на некоторое время) и негативный (искажает реальность, создает иллюзии, не позволяет решать возникающие проблемы, являясь сопротивлением для личностного развития и личностного роста).

В процессе психологического консультирования и терапии, одной из важнейших, а вместе с тем и трудных, задач для психолога является диагностика и «снятие» (или временная «нейтрализация») психологических защит, сопротивления личностному изменению, об основных путях которого и пойдет речь в следующей главе.

 Отступление

Отступление, предохраняя личность от негативных переживаний, обедняет ее внутренний мир, скудеет и мир мыслей, и мир чувств, в целом вся аффективная сфера. Нередко проявления этого механизма формирует покорность, безразличие, снижение целеполагания и целенаправленности личности, эмпатии, ценностей, что неминуемо ведет к манипулированию личностью другими людьми, группами. Отступление как защитный механизм начинает обычно формироваться с детства — когда слабый ребенок попадает в «подчинение» родителей, сверстников — лидеров и является их «тенью». Такой тип защиты проявляется и у взрослых в разнообразных сферах общественной и личной жизни — служебных коммуникациях, семейных контактах, браке, приятельских компаниях и др.

В зрелом возрасте могут актуализироваться детские страхи или складываться новые при взаимодействии с авторитарными, деспотичными людьми. Механизм отступления ведет к своеобразной деперсонализации. Э. Фромм заметил, что покорность индивида сочетается со стремлением к власти. Индивид «находит» себя, если он вливается в группу, полностью ей подчиняясь (проявляя конформность) и как бы властвует через нее. Подобный статус снимает осознание своей слабости, изолированности, зависимости.

Дефлексия

Дефлексия проявляется во многих поступках, включая принудительные и аддитивные. Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом опыте индивида, предохраняя личность от эмоциональных срывов. Считается, что дефлексия — это стратегия личности, связанная с избеганием выбора, отказа от интенции.

Внешне дефлексия может проявляться в отсутствии зрительных контактов с партнерами по общению; специфических движениях тела — поворот его от контакта с человеком, постоянных движениях, топтании на месте и др. Для ослабления дефлекционных влияний человек должен учиться, прежде всего, освоению управления внутренними коммуникациями и способами внешних взаимодействий.

Окаменение

Окаменение как защитный механизм было упомянуто П. Лейтсером. Близким ему являются понятия: притупление чувств, онемение, отрешенность, чувственное оглушение, ощущение нереальности, заторможенность чувств и т.д.

Например, при сдерживании гнева индивид поджимает губы, сжимает кулаки, принимает «бойцовскую позу», сводит брови, раздувает крылья носа… У таких индивидов всегда недовольное, сердитое выражение лица, формируется сутулость, зажатость, отвердение характера, декомпенсация, исчезает психическая гибкость.

Окаменение, как и всякий защитный механизм личности, играет как позитивную, так и негативную роль в психическом развитии. Окаменение — один из способов совладания с определенными жизненными стрессами, снятия напряженности; создания деловой маски, картины полной безэмоциональности и психической невозмутимости; ориентации на поведение автомата; предупреждение развития депрессивных реакций.

Вместе с тем, окаменение как форма психической защиты ограничивает способности человека реагировать на реальные события; обедняет межличностные контакты; не позволяет быть эмоционально раскрепощенным, что ведет к телесным и психическим нарушениям.

content_editor

Share
Published by
content_editor

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

12 месяцев ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

12 месяцев ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

12 месяцев ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago