Психология

Формирование первоначальных представлений о психике на Древнем Востоке

Истоки психологических воззрений на Востоке уходят корнями в представления мыслителей древних цивилизаций: египетской, вавилонской, индийской, китайской. Эти цивилизации возникли за несколько тысячелетий до нашей эры.

Так, в конце IV тыс. до н.э. в Древнем Египте был создан трактат под названием «Памятник мемфисской теологии». Его основные идеи: ощущения человека (зрение, слух и т.д.), его дыхание созданы Богом (Птахом); ощущения и дыхание дают сообщения сердцу; сердце рассматривалось как источник сознания; «язык повторяет то, что замыслено сердцем». Т.е. была сделана попытка объяснения действий и поведения человека.
В VIII в. до н.э. в Китае была написана «Книга о внутреннем». Ее основные идеи: основа жизни — воздухообразное энергетическое начало — «ци»; «ци» сообщает человеку дар речи и управляет мыслями; центром мыслей является сердце, а центром чувств — печень; «князь тела» — сердце; основу темперамента (или типа поведения людей) составляют три начала:

  • воздухообразное «ци»: люди с преобладанием «ци» — неуравновешенные, подвижные;
  • желчь (иногда упоминается кровь): люди с преобладанием желчи (или крови) — сильные и храбрые;
  • слизь: люди с преобладанием слизи — медлительные, малоподвижные.

Полторы тысячи лет до н.э. в Индии появились тексты Вед (veda — «знание»). Их основные идеи: человек создан из первовещества, которому изначально присуща энергия и противоречие между силами порядка и хаоса; чувственный процесс и мышление имеют общую основу — дыхание; жизнь человека подчинена этическим началам добра и зла; разум (индивидуальный атман) присущ как человеку, так животным и растениям, но в человеке атман совершенствуется; смертное становится бессмертным в слове; в основе всех жизненных процессов человека лежит дыхание (Прана); душа человека переходит в иной мир временно (т.е. высказывается идея о втором рождении: реинкарнации и перевоплощении — сансаре) и, возвращаясь в этот мир, следует законам кармы (воздаяния за прошлые жизни); кто достиг совершенства, тот уже не перевоплощается; ощущения (зрение, слух и т.д.) зависят от мысли; путь совершенствования человека лежит через истинное познание; познание может быть высшим (видья) и низшим (авидья); первое познает субстанцию: атман (абсолютную душу) — Брахман (первопричину Мира), второе — предметы и явления природы.

Ранние Веды составляют основу ведической религии (2 тыс. до н.э. — нач. 1 тыс.), поздние Веды — основу религии Брахманизма (VIII-VI вв. до н.э.)
Учение Вед нашло дальнейшее развитие или отрицание в 9 основных учениях: чарвака — локаята, джайнизм, буддизм, веданта, миманса, санхья, ньяя, вайшешика, йога.

Остановимся на характеристике некоторых из них. Философия чарваков — локаятиков. Название чарваков происходит от имени легендарного Чарвака — зачинателя, выступавшего против ведического учения либо от «чар» — четыре и «вак» — слово, четыре слова, четыре элемента. Родоначальником считают также Брухаспати (VII — VI вв. до н.э.).

Основные положения, имеющие значение для истории психологии: В основе всего существующего лежат четыре элемента: огонь, земля, вода и воздух. Иногда добавлялся пятый элемент — эфир. Элементам присуща внутренняя сила. Сознание, разум и органы чувств также состоят из этих элементов, которые после смерти распадаются. Бога нет, потусторонней жизни нет, перевоплощения нет. Единственный источник познания — чувственное восприятие с помощью пяти органов чувств. Существует только то, что может быть непосредственно воспринято. Души нет. Восприятие бывает двух видов — внешнее и внутреннее; внешнее — от органов чувств, внутреннее — в результате деятельности разума. Двум видам восприятия соответствуют два вида знания. Органы чувств адекватно отражают окружающий мир, так как состоят из тех же элементов, что и мир (подобное познается подобным). Философское учение джайнизм. Его название происходит от перевода на английский манер имени основателя джайнистской религии — мудреца Джина (или Махавира). Учение формировалось с VI в. до н.э. по II в. до н.э., но своими корнями уходит в джайнистскую религию, возникшую в IX-VIII вв. до н.э.

Основные положения джайнизма, имеющие значение для психологии: Первоосновой всего сущего является субстанция (татва), которая делится на протяженную субстанцию и непротяженную, т.е. вечную. Протяженная субстанция делится на живую субстанцию (джива) и неживую (аджива). Неживая, в свою очередь, делится на материю, пространство и время (условие движения), и адхарму (условие покоя). Живые субстанции — души (дживы) — обладают сознанием. Души обитают везде, во всей природе. Низкие души (со спящим сознанием) обитают в земле, воде, огне, воздухе и растениях. Затем идут души животных и души людей. Материя состоит из атомов, не зависит от Бога, вечна и доступна органам чувств. Материя не исчезает, меняются лишь материальные тела — вещи. Бога нет, в мире существует огромное количество душ, которые существуют вечно. Они могут воплощаться в живые существа или не воплощаться.

Среди этих душ есть пророки, которым поклоняются; главный среди них — Джина. (Онтологический плюрализм). Всякая душа всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом. Связь души с телом обеспечивает тонкая (или «кармическая») материя. Учение о сансаре и карме сохраняется. Основу этического учения составляют пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам. Для монахов — будь целомудрен. Философия буддизма зародилась в VI-V вв. до н.э. (563 г. до н.э. — 483 г. до н.э.). Основателем считается Сиддхартха Гаутама, принц одного из северных королевств Северной Индии, получил имя Шакьямуни (на санкрите — мудрец из рода Шакья) Будда (знающий, достигший полноты). Основные тексты буддистов были первоначально собраны в рукописи Трипитака (Три корзины).

Основные положения буддизма, имеющие значение для психологии: Конечная цель жизни — спасение через просветление (нирвану); признается сансара и карма. Средство достижения спасения — этическое и религиозное усовершенствование. Все существующее, вся природа — это единый поток, вихрь элементов (атомов). Все явления — материальные и духовные — нереальны. Вечной и реальной является только дхарма — вечная и неизменная субстанция (пустота, или шу- нья). Жизнь есть «вспышка», мгновение. Вечной (индивидуальной) души и самости (личности) не существует. Познать истинную реальность можно только через слияние с дхармой. Причиной страдания человека на земле является неудовлетворенность. Неудовлетворенность, в свою очередь — результат желания обладать ценностями этого мира. Отсюда следует вывод: не привязывайся к объектам или субъектам этого мира, так как все в этом мире временно и нереально. Спасение человека лежит через Восьмеричный Путь самоусовершенствования, который подразумевает овладение правильной речью, правильным действием, правильным вниманием, правильной мыслью, правильным пониманием, правильной заботой. Препятствия духовному росту: жадность, ненависть и обман. Философия веданты (в переводе с санскрита означает «конец Вед»). Впервые была систематизирована в VIII-VII вв. до н.э. философом Гаудападу в его труде «Мадукья-карика», затем развита Бадарая- ной в произведении «Веданта-сутру» (VII либо II в. до н.э.).

Основные психологически значимые положения философии веданты: Брахман (первооснова мира) и атман (мировая душа) тождественны. Существуют четыре состояния атмана как сознания мира: а) в состоянии бодрствования; б) в состоянии сна со сновидениями; в) в состоянии глубокого сна; г) вне пределов всего восприятия и мышления. Мир опыта нереален, единственная реальность — это вечный атман. Основой мира является абсолют «Брахманат- ман». Реальный мир — грезы Брахмана. Индивид должен через интуицию познать, что за всем многообразием мира стоит божество. Авидья — низшее эмпирическое знание, ви- дья — высшая божественная мудрость. Философия йоги (на санскрите — соединение, освобождение от оков). Основателем является Патан — джали (ок. И в. до н.э.).

Основные положения философии йоги: Йога — путь слияния индивидуальной души с божеством через систему упражнений. Цель — достижение мистических состояний, в которых открывается истина. В руководстве по йоге — «Його — сутре» — Па-танджали выделяет четыре подсистемы в человеке: а) минерало — человек, б) растение — человек, в) животное — человек, г) человеко — человек. Последняя — высшая подсистема, синтез материальной субстанции и духовной (Пуруши — частицы атмана мировой души). Человек есть существо активное, которое должно овладеть слепой случайностью.

На основе работы Патанджали позднее были выделены: Карма-йога — метод «освобождения» путем труда и действия; Бхакти-йога — метод «освобождения» путем любви и преданности Богу; Джняна-йога — метод «освобождения» путем познания; Раджа-йога — метод «освобождения» путем этических, физических и психических упражнений (основная систематизация проделана Патанджали).

Это восьмиступенчатый путь освобождения человека: я ступень — нама — воздержание от злых поступков и обмана; я ступень — нияма — культура или воспитание положительных качеств и привычек. 1-я и 2-я ступени — это дисциплина нравственности; я ступень — асана — положение тела, поза; я ступень — пранаяма — контроль за дыханием; я ступень — пратьяхара — удаление чувств. 3-я, 4-я, 5-я ступени — это дисциплина тела, или хатха- йога (физические упражнения). я ступень — дхарана — внимание; я ступень — дхьяна — созерцание объекта; я ступень — самадхи — сосредоточение или поглощение ума объектом созерцания. 6-я,7-я,8-я ступени — это дисциплина ума или психические упражнения.
Завершая разговор о психологических идеях Древнего Востока, необходимо отметить их огромное влияние на дальнейшее развитие психологических воззрений Древней Греции и Древнего Рима.

content

Share
Published by
content

Recent Posts

Магнитное поле тока. Магнитные силовые линии

Разница между энергией электрического поля и энергией магнитного поля примерно такая же, как между энергией,…

12 месяцев ago

Постоянные магниты

Когда-то легендарный пастух Магнес, нашел природный магнитный камень, притягивающий железо. В последствии этот камень назвали магнетит или магнитный…

12 месяцев ago

Соединение конденсаторов

В электрических цепях применяются различные способы соединения конденсаторов. Соединение конденсаторов может производиться: последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (последнее иногда называют смешанное соединение конденсаторов). Существующие…

1 год ago

Обозначение конденсаторов

Обозначение конденсаторов на схемах определено ЕСКД ГОСТ 2.728-74. Обозначения условные графические в схемах. Резисторы, конденсаторы. Итак,…

1 год ago

Виды конденсаторов

Узнав, что же такое конденсатор, рассмотрим, какие бывают виды конденсаторов. Итак, виды конденсаторов можно классифицировать по…

1 год ago

Энергия поля конденсатора

Вся энергия заряженного конденсатора сосредотачивается в электрическом поле между его пластинами. Энергию, накоп­ленную в конденсаторе, можно определить…

1 год ago