Ср. Июн 5th, 2024

Для многих вопрос — где и на» готовить специалистов для народного хозяйства? — может показаться праздным. Это и понятно: подготовка кадров в нашей стране возложена на ПТУ, техникумы, вузы. И они с этой задачей успешно справляются. Но речь идет не просто о дипломированных специалистах, обладающих определенным объемом знаний, а о тех, кто буквальна с первых дней самостоятельной трудовой жизни может успешно разрешать вопросы современного производства, активно, с имеющимся багажом практической конструкторской и исследовательской работы включаться в деятельность трудовых коллективов. Мы говорим о той молодежи, которая прошла отличную школу технического творчества — школу КЮТ и СЮТ, клубов и кружков по месту жительства, школьных и студенческих НБ.

В целях воспитания именно таких специалистов руководители промышленных предприятий, учебных заведений и внешкольных учреждений города Николаева объединяют свои усилия, стремятся создать системы подготовки кадров для ведущей отрасли города — судостроения.

Дорога к профессии корабела

Город корабелов. Об этом здесь напоминает все: и названия улиц, и старинная морская пушка на набережной Ингула, и возвышающиеся над крышами стрелы портальных кранов. А когда начинаешь знакомиться с людьми, убеждаешься в правильности первых восприятий еще больше; чуть ли не каждый житель города, так или иначе, связан с судостроением. Естественно, что именно на эту отрасль промышленности, прежде всего, ориентированы основные учебные заведения города и в первую очередь крупнейшее из них — Николаевский кораблестроительный институт. Вот почему разговор о подготовке специалистов, конечно же, логично начать с НКИ.

Не будем задерживаться на извечных проблемах учебного процесса любого института. Как углубить знания студента, уменьшить разрыв между теорией и практическими навыками, как повысить самостоятельность будущего инженера в решении современных задач? Эти задачи высшего образования общеизвестны. Так же как и то, что их решению во многом способствуют студенческие конструкторские бюро — организации, давно доказавшие свою эффективность.

Работают СКВ и в кораблестроительном. Причем некоторые имеют, чуть ли не 60-лэтнюга истерию. И тем не менее руководство института в недалеком прошлом не во всем удовлетворяли результаты их деятельности. Разрозненные коллективы порой начинали дублировать тематику своих соседей. С большим трудом внедрялись разработки молодых энтузиастов, и тогда было принято решение упорядочить структуру студенческих КБ и научно-исследовательских лабораторий, разделить их, создать, если необходимо, новые подразделения, непосредственно задействовать ВОИР. Так, в 1980 году по инициативе проректора по научной части С. Н. Соловьева возник студенческий научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт (СНИПКТИ) — своеобразный НИИ в институте учебном.

Сегодня СНИПКТИ — объединение девяти СКБ и тринадцати студенческих научно-исследовательских лабораторий, включающее около 450 будущих инженеров и свыше 120 преподавателей. Ежегодно здесь готовится около 200 реальных дипломных и курсовых проектов, ведется большое количество хоздоговорных тем для различных предприятий страны. Кстати, выполняя научно-изыскательские работы более чем на 3 млн. рублей ежегодно, институт получает централизованное финансирование всего на сумму 60—80 тысяч. Так что хозрасчет в СКБ Николаевского кораблестроительного нашел постоянную прописку.

А заметно ли влияние СНИПКТИ на качество подготовки инженера? — Еще бы! — руководителю СКБ «Модуль» Василию Игоревичу Миронову такой вопрос кажется просто наивным. — Можно привести хотя бы такой факт: после 1980 года число подаваемых студентами заявок на предполагаемые изобретения стало на два порядка выше. Сегодня примерно каждый второй дипломный проект идет на уровне изобретения!

Конечно, цифры впечатляют, но в то же время подчас и несколько затеняют суть явления. Поэтому на вопрос — за счет чего удалось достичь столь заметных успехов? — Василий Игоревич, немного подумав, ответил:

— СНИПКТИ дал студентам возможность мыслить, освободившись от излишней подчас опеки кафедр, Ну и, конечно же, помог внедрению конкретных результатов труда, И то, и другое оказало огромное влияние на учебный процесс.

Вот маленький пример. Студенты проектируют и внедряют на заводе мощный станок нового типа ~ согласитесь, такое встретишь нечасто. Но в СКБ «Модуль» этим никого не удивишь. В мастерской института тут же продемонстрировали опытный образец станка для гибки труб прямоугольного сечения, используемых в системах судовой вентиляции. Спроектировал станок в рамках своей дипломной работы член СКБ Игорь Ковалев. После испытаний собранного собственными силами натурного макета выполнили необходимую документацию, и сейчас уже два таких станка изготовлены для судостроительного завода. Причем разработка Ковалева настолько заинтересовала промышленность, что от различных предприятий поступили заявки уже на 40 станков «Модуль КГ-2000», Обслуживающему СКБ опытному заводу НКИ. предложенное дело оказалось не по силам. Однако и эту проблему удалось решить — нашли подходящий завод-изготовитель. А тем временем Ковалев, ныне аспирант института, занимается новыми проектами, оформляет несколько заявок на предполагаемые изобретения.

корабелы

В стенах лаборатории СКБ были отработаны и модели другого промышленного оборудования — для гибки тонкого профиля, листов сложной кривизны. Все они послужили прототипами настоящих станков, уже устанавливаемых на предприятиях города.

— Внедрение наших разработок открывает широкие возможности для творчества студентов, — говорит В. И. Миронов, — Ведь мы занимаемся не только станками, но и технологией. И следующим этапом, вероятно, будет освоение промышленностью принципиально новых способов изготовления судовых конструкций, что уже обсуждалось членами нашего объединения.

Здесь руководитель СКБ «Модуль» прежде всего, имел в виду дипломный проект своего воспитанника Анатолия Панченко, предложившего оригинальный способ сооружения панелей корпусных конструкций из элементов гнутого профиля, Эта защищенная авторским свидетельством технология предусматривает снижение трудоемкости сборочных работ на 18—20%. Теперь, после создания необходимых станков, открывается реальная перспектива внедрения заманчивой идеи. Не лишне напомнить, что, по официальным данным, в судостроительной промышленности около половины всех трудозатрат приходится пока на низкопроизводительные ручные работы.

Направленность творчества студентов исключительно на конечный результат предопределила поиск новых форм организации деятельности СКБ. Так, именно в «Модуле» впервые в Николаевской области был создан ВМТК — временный молодежный творческий коллектив. Что это дало? Прежде всего, позволило сконцентрировать силы, нацелить их на решение одной задачи. И вот результат — всего за пять месяцев после образования ВМТК — по данной теме пройдены стадии от разработки исходных требований до рабочего проекта. А ведь раньше преодоление этого этапа нередко длилось годами!

О «продукции» СНИПКТИ можно рассказывать долго, Здесь и всевозможные системы автоматики (СКБ «СПРУТ»), и необычные проекты экологически «чистых» судов (СКБ «СМАРАГД»), спортивные парусники и даже «реплика» прославленного брига «Меркурий» (СКБ «Яхта»). Совместно с МВТУ имени Н. Э. Баумана студенческая научно-исследовательская лаборатория акустической голографии разработала АСУ магистральных нефтепроводов, а также опытные образцы принципиально новых приборов. Другая лаборатория «Факел» испытывает на производстве серию устройств для экономии топлива корабельных энергетических установок.

Основные исполнители всех стадий работы — от идеи до внедрения — студенты. Проектирование, монтаж электронных схем и устройств, авторский надзор за изготовлением, участие в испытаниях — все это в рамках деятельности каждого структурного подразделения СНИПКТИ. Благодаря тесной связи с производством руководству института удалось добиться, что практически каждый дипломный, а нередко и курсовой проект имеет реального потребителя. Курсовая работа, на уровне изобретения в кораблестроительном не редкость. К примеру, пятикурсники С. Куракин (СКБ «Модуль») и И. Марковский (СКБ «СПРУТ») уже получили авторские свидетельства, как раз за курсовые проекты.

— Если бы не длительное оформление заявок, то число студентов-изобретателей было бы несоизмеримо больше, — уверяет председатель совета молодых ученых и специалистов Виктор Тимченко. — Ведь подавляющее большинство положительных решений по заявкам приходит, когда ребята уже становятся инженерами.

Нередко, называя вчерашних студентов «молодыми специалистами», сей словесный штамп наделяют долей иронии: мол, до настоящих «спецов» им еще расти и расти… Однако о выпускниках НКИ руководители предприятий города говорят иначе: молодой, но специалист. И в значительной степени это заслуга СНИПКТИ.

Конечно, дальнейшее повышение качества подготовки инженеров возможно лишь при условии, что среди них не окажется людей случайных, равнодушных к выбранной профессии. Поэтому неудивительно, что взоры в институте все больше и больше обращаются к школьникам. Пока — на инициативных началах. Например, руководитель лаборатории «Подшипники скольжения» В. Г. Безродный в стенах института организовал для старшеклассников кружок по освоению вычислительной техники. Начинает привлекать ребят школьного возраста «Факел». И, разумеется, здесь не могли оставить без внимания юных техников — ведь из них, как показала практика, получаются творческие, квалифицированные специалисты.

Облсют — ступень к мечте

Какой мальчишка не мечтает о море и кораблях, да еще в таком городе, как Николаев! Можно с уверенностью сказать: для многих николаевских ребят первой ступенью к заветной цели стали занятия на областной станции юных техников, носящей имя пионеров-героев Вити Хоменко и Шуры Кобера.

Судомоделизм — основная «специализация» станции. Спортсмены облСЮТ — 19-кратные чемпионы Украины, обладатели многих наград, полученных на состязаниях всесоюзного и даже международного масштаба. Бывших кружковцев-судомоделистов встретишь на любом предприятии города, сейчас это рабочие, техники, конструкторы, а общее в их профессии то, что их можно объединить одним словом: кораблестроитель.

Предвижу сомнения скептиков: моделизм и четкая профориентация — связь между ними, мол, зыбковата… Отнюдь! Дело в том, что на Николаевской облСЮТ судомодельные кружки являются своеобразной школой будущих корабелов. Здесь ребята не только учатся работать на станках, «читать» чертежи, но и знакомятся с различными дисциплинами: гидродинамикой, корабельной архитектурой, технологией конструкционных материалов. У этой традиции солидный стаж. Еще десяток лет назад судомоделисты получили доступ в опытовый бассейн НКИ, и «прогоняли» там свои модели. Таким образом кружковцы еще на школьной скамье получают знания, которые обычно приобретают лишь в институте.

— Подчас студент узнает о теоретическом чертеже корпуса только на первом курсе института, — говорит руководитель кружка радиоуправляемых судомоделей, студент кораблестроительного института Сергей Кардупель. — Но только не судомоделист! Спросите у любого из наших школьников, в чем, скажем, достоинства остроскулых обводов перед круглоскулыми, и я уверен: вы получите самое обстоятельное разъяснение.

И это действительно так. Вижу, как девятиклассник Саша Максименко на днище скоростной модели формирует из пластилина дополнительный кормовой редан. Спрашиваю: зачем?

— По моим расчетам, это должно уменьшить гидродинамическое сопротивление. Ну а насколько я прав, покажут испытания.

Не сомневаюсь, что не только практика, но и знание теории позволили Саше стать чемпионом области, неоднократным призером республиканских и даже всесоюзных соревнований, а в 1987 году выполнить норматив мастера спорта СССР.

Как видим, опыт судомоделиста будущему кораблестроителю совсем не лишний. Не зря при поступлении в Николаевский кораблестроительный институт в 1986 году трое кружковцев облСЮТ — Виталий Карпенко, Виктор Квасницкий и Евгений Дремлюга — получили по льготному баллу. Впрочем, настала очередь подробнее рассказать об отношениях станции с НКИ.

Тесная связь с кораблестроительным вузом — вот основа серьезного (если не сказать — научного) подхода к изготовлению моделей. Ведь здесь руководят кружками специалисты, прекрасно знающие не только «малый», но и настоящий, «большой» флот. К примеру, в прошлом выпускник облСЮТ, ныне доцент НКИ Александр Иванович Дремлюга уже много лет на общественных началах заведует судомодельной лабораторией станции. Кружок скоростных радиоуправляемых моделей ведет студент Михаил Ситковский. Да и сам директор станции Георгий Леонтьевич Крутоголов (кстати, впервые переступивший порог облСЮТ еще второклассником) тоже окончил НКИ, а затем работал инженером в научно-исследовательском секторе. В результате проблема кадров — одно из труднейших препятствий на пути развития детского технического творчества — оказалась здесь практически решенной.

Да, к кадрам на СЮТ отношение бережное. Каждый руководитель кружка из актива своих воспитанников старается подготовить помощников, способных в случае необходимости стать их преемниками. Так, Сергей Кардупель, отправляясь после четвертого курса на плавпрактику, за свой кружок был спокоен: «За меня остается Юра Шаповалов, студент судостроительного техникума. Не сомневаюсь, справится!»

Подготовку будущих организаторов технического творчества на станции начинают с кружка начального судомоде-лирования, который ведет Борис Иванович Кириченко, возглавлявший облСЮТ в течение трех десятилетий. Им разработана специальная программа-минимум для присвоения звания инструктора-общественника по судомоделизму. Прошедшие этот курс и сдавшие экзамен школьники получают соответствующие удостоверения.

— Вот мои гвардейцы! — улыбается Борис Иванович, кивая на ребят, занятых изготовлением моделей гребных ялов. — Летом будут вести кружки в пионерских лагерях.

В результате этой — повседневной работы облСЮТ стала своеобразной «кузницей» кадров организаторов технического творчества в городе. Так, судомоделист Юрий Коноваленко — ведет Кружок в средней школе №44, а выпускники станции Юрий Завизион, Валерий Пикуль и Олег Лисовенко возглавляют даже клубы юных техников при крупнейших николаевских заводах. И здесь важно отметить, что практически везде, где сегодня николаевские ребята учатся разговаривать с техникой на «ты», творчество юных умельцев приобретает все более выраженную общественно полезную направленность. В этом, уже который год, задает тон облСЮТ. Вот лишь один пример.

Вначале 1987-года между станцией и кафедрой технологии судового машиностроения НКИ был заключен договор о творческом содружестве. Как говорится в официальном документе, «в целях привлечения учащихся и студентов города Николаева к совместной активной работе по актуальным проблемам современного машиностроения». В рамках договора СЮТ совместно со студенческой научно-исследовательской лабораторией «Подшипники скольжения» (структурным  подразделением СНИПКТИ) запланировала создать стенд для исследования возможности применения газовой смазки в прикладных целях. Причем непосредственное проектирование и изготовление стенда, экспериментальные исследования ротора на газовых опорах и первичный анализ результатов (сравнение полученных данных с теоретическими) ложились на СЮТ, а студенты обеспечивали научное руководство, практическую помощь школьникам и окончательный расчет газовых подшипников на ЭВМ.

О результатах работы этого творческого союза пока говорить рано, но одно очевидно: польза ребятам будет, да еще какая!

Инициатором заключения договора с институтом был руководитель автомодельной лаборатории Анатолий Павлович Клименко. Прекрасный специалист, он всегда щедро делится своими знаниями с ребятами, но и ему самому работа на станции дает немало. Директор облСЮТ Г. Л. Крутоголов не без гордости вспоминает о происшедшем однажды случае.

— В свое время корабелами нашего города было построено этапное для отечественного торгового флота судно — крупнотоннажный балкер «Зоя Космодемьянская». Во время океанских испытаний на борту находился и Клименко. И вдруг случилось непредвиденное — вышел из строя двигатель. Что делать? Необходим ремонт, а до родных берегов тысячи миль… Положение спас Анатолий Павлович: он отправился в судовую мастерскую и выточил деталь по наивысшему классу точности! Когда изумленные члены приемочной комиссии спросили, откуда у него, конструктора, такое умение работать на станках, он гордо ответил: «Научился на станции юных техников!

И так могут сказать тысячи других специалистов, в разное время прошедшие школу Николаевской облСЮТ.

Взгляд в будущее

Современный руководитель промышленного предприятия, живущий не только днем сегодняшним, но и способный видеть перспективу, не может не осознавать роли технического творчества молодежи в решении задач по ускорению научно-технического прогресса. К числу таких людей относится и директор Черноморского судостроительного завода Юрий Владимирович Макаров.

ЧСЗ сегодня — крупнейший завод Николаева, — и кому, как не ему, было взять на себя заботу о юных техниках. Завод имеет свой КЮТ, шефствует над облСЮТ. Но кружки и лаборатории этих внешкольных учреждений не могли охватить даже школьников, желающих заниматься здесь. А что было делать с молодыми рабочими, учащимися техникумов, ПТУ? Среди них ведь тоже немало тех, кто мечтал заняться конструированием. И выход был найден. По инициативе Ю. В. Макарова в 1983 году совместными усилиями администрации, профсоюза и комитета комсомола завода при ЧСЗ был открыт Дом технического творчества молодежи.

Что и говорить, в то время ДТТМ был всем в диковину… Ведь даже положения о подобных учреждениях не существовало! Но это не смутило руководство завода: статус его определили сами. Сегодня, когда в рамках общественно-государственной системы НТТМ крупные предприятия обязаны создавать аналогичные подразделения, становится ясно, насколько правильным было принятое решение.

— Наш контингент — от школьника до кандидата наук, — смеется директор ДТТМ С. М. Байнов. — Под стать и диапазон конструирования — от судомоделизма до робототехники!

Услышав последнюю фразу, я сначала подумал, что директор пошутил. Оказывается, ничего подобного! Действительно, в лаборатории проблемных исследований в 1986 году под руководством Л. А. Жучинского был разработан и изготовлен опытный образец робототехнологического агрегата для очистки грунта на судовых секциях. А когда руководитель другой лаборатории В. К, Фролов показал целое семейство созданных здесь двигателей внутреннего сгорания — оппозитных бесшатунных, ротативных и других, обладающих параметрами на уровне лучших мировых достижений, то понял, что к работам Дома технического творчества трудно подходить с привычными мерками.

Причин успехов молодежи Николаева в области технического творчества, наверное, немало. Это и энтузиазм руководителей, и наличие крупных предприятий, способных оказывать помощь материалами и оборудованием, и налаженная пропаганда успехов участников движения НТТМ. Но, кроме того, немаловажную роль играет здесь и сотрудничество, даже содружество, различных организаций и учреждений. Например, в тот же ДТТМ привлекаются кадры из кораблестроительного института: руководители судомодельного кружка В. Г. Орлов, радиокружков В. Ф. Серебряков и Ю. В. Подьячев — сотрудники НКИ; активное сотрудничество связывает Дом техники и с областным советом ВОИР, и с клубом подводного плавания ДОСААФ «Садко» (кстати, хозрасчетной организацией). Не остается в стороне и комсомол. При горкоме ВЛКСМ уже несколько лет работает клуб научно-технического творчества «Темп». Недавно на базе другого клуба создан центр НТТМ. Есть даже планы оборудовать собственный комсомольский завод!

Фантастика? Нет — реальность! Ведь Николаев ничем не отличается от десятков других сравнительно крупных городов. Просто здесь есть взаимопонимание людей, способных заглядывать в будущее.

От content

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO