Депрессия

Доминирование подавленного настроения (вся жизнь видится «в черных красках»), безынициативности, утомляемости, тоски и отчаяния.

Апатия

Проявляется в потере интереса ко всему, что происходит в окружающей и в собственной жизни. Это также проявляется в пассивности личности.

Генерализация

Процесс становления жизненных установок индивида из совокупности переживаний конкретных фактов и ситуаций. На формирование образов генерализация может иметь как позитивное, так и негативное влияние.

Опущение

Процесс избирательности, селективности всей действующей информации, отбор необходимой, значимой.

Эта особенность лежит в основе психического явления — внимания. В одних ситуациях опущения могут оказаться полезными, в других — источником тяжелых переживаний или неверных действий.

Искажение

Соотнесение реального опыта индивида с созданной им моделью мира, смещающее восприятие мира путем его «подстраивания» к созданной модели мира. Все указанные ограничения психологического знания

Деструктивность

Появление в процессе развития элементов, направленных на разрушение нормальной структуры личности и поведения, это существенно влияет на психологическое здоровье

Агрессивность

Устойчивая черта личности, обеспечивающая поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации и как способ защиты, сохранения своей индивидуальности, достоинства, ценностей.

Социальный стереотип

Относительно упрощенный и устойчивый образ социального объекта — человека, группы, общности. Он складывается обычно в условиях временного и информационного дефицита, является следствием обобщения личного опыта человека и представлений, принятых в обществе.

К сожалению, социальные стереотипы не всегда адекватны реальности, могут быть неполными или ложными. Например, у старшеклассников бытует мнение о том (по данным психологических исследований), что все артисты красивые, легкомысленные и счастливые люди.

Новый человек обычно воспринимается, благодаря социальному стереотипу: вначале как социальный объект, а уже позднее как индивидуально-личностный (все бухгалтеры — зануды, все продавцы — обманщики, все «новые русские» — нечестные, чиновники — взяточники и др.).

Этнический стереотип

Относительно устойчивые представления о человеческих качествах, присущих определенным этническим общностям (все русские, образно выражаясь, живут по принципу «рубаха-парень», существует миф о «загадочной русской душе» и др.).

Эффект ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент ‘работает’ на зачетку, а потом она на него».

Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы.

Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола» и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

Ригидность

Неспособность или затрудненность личности изменять ранее намеченную программу действий в связи в новыми обстоятельствами, требующими ее перестройки.

Зависть

Качество личности, основанное на неприязненно-враждебном чувстве, возникающем, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (это качество, это достижение, этот успех), либо желает непременно лишить предмета зависти другого человека.

Стресс

Состояние эмоционального напряжения. Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать.

Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является «помощником человека». Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме.

Первая стадия — активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д.

Вторая стадия эмоционального напряжения — максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость.

Третья стадия — астенизации — возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается «букетом» отрицательных эмоций — тревоги, тоски, ужаса.

Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о «завышенном выборе», для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых «психогенными» (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.

Фрустрация

Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.

Психологические защиты

Специфические «маневры», удерживающие неприятные эмоциональные состояния (тревога, стресс, фрустрация) и бессознательные конфликты вне сознания, т.е. психологическая защита — это неосознаваемые психические процессы, направленные на уменьшение действия психического напряжения, дискомфорта, травмы, тревоги. С позиций психодинамики основная функция тревоги — помогать человеку избегать осознанного выявления у себя негативных импульсов и поощрять удаление их надлежащими способами. Защитные механизмы и помогают осуществлению этих функций.

Сопротивление

Общее понятие для обозначения всех особенностей психики человека, которые противодействуют снятию (или ослаблению) психологических защит, т.к. оно предполагает болезненные переживания.

Трансфер

Универсальный человеческий опыт, влияющий на межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению. В психодинамике рассматриваются любые взаимоотношения людей в настоящем через призму репродуцирования эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом, которое используется личностью в качестве «образца».

Вытеснение

Защитный механизм психики, благодаря которому из сознания изгоняются (стираются, выталкиваются) неприемлемые для сознательного «Я» переживания — влечения и импульсы, а также их производные эмоции, воспоминания и др.

Подавление

Своеобразное состояние и процесс, в силу которых часть душевных переживаний не может быть осознана.