Финансовое состояние – это способность предприятия финансировать свою деятельность.

Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы для нормального функционирования предприятия; целесообразным размещением и эффективным использованием ресурсов; финансовыми взаимоотношениями с физическими и юридическими лицами, в том числе степенью зависимости фирмы от внешних источников финансирования, а так же платежеспособностью предприятия и его финансовой устойчивостью.

Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.

Устойчивым состоянием предприятия называется состояние, которое позволяет ему своевременно производить платежи и финансировать свою деятельность на расширенной основе. Для эффективного развития предприятия в условиях рынка и недопущения банкротства необходимо оценить на сколько эффективно осуществляется управление финансами, какова структура капитала по составу и источникам образования; какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные.

Главная цель анализа финансового состояния предприятия (ФСП) заключается в своевременном выявлении и устранении недостатков финансовой деятельности и определение результатов улучшения ФСП.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиций улучшения ФСП;
  • Прогнозировать возможные финансовые результаты и их экономическую рентабельность исходя из наличия собственных и заемных ресурсов и разработанной модели финансового состояния при различных вариантах использования финансовых ресурсов;
  • Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепления ФСП.

Для оценки устойчивости ФСП используется система показателей, которые характеризуют изменения:

  • Структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;
  • Эффективности и интенсивности использования капитала;
  • Платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
  • Запаса финансовой прочности предприятия.

Показатели, используемые при анализе ФСП обычно представляют собой относительные величины. Использование абсолютных показателей (в стоимостном исчислении) в условиях инфляции для целей анализа использовать можно только в том случае, если они будут приведены к сопоставимому виду.
Относительные показатели финансового состояния анализируемого предприятия можно сравнить с:

  • Установленными нормативами для оценки степени риска и прогнозировать банкротство;
  • Аналогичными показателями других предприятий, что позволит выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
  • Аналогичными данными за предыдущий период для того, чтобы определить – улучшилось или ухудшилось финансовое состояние.

Анализ ФСП представляет интерес для:

  • руководителей предприятия с целью выработки эффективной стратегии улучшения финансового состояния предприятия;
  • учредителей и инвесторов с целью изучить эффективность использования вложений;
  • кредитных учреждений (банков) для оценки условий кредитов и определения степени риска;
  • поставщиков с целью получить информацию о возможностях предприятия своевременно рассчитываться по своим обязательствам;
  • налоговых инспекций с целью выполнения плана поступления средств в бюджет.

В связи с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Целью данного анализа является обеспечение планомерного поступления денежных средств, размера собственных и заемных средств таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установление возможности выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимальную прибыль и исключить потери.

При анализе ФСП используют шесть основных видов анализа:

  • Горизонтальный (временной), то есть сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • Вертикальный (структурный), то есть определение структуры финансовых показателей;
  • Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателей очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
  • Анализ относительных показателей, то есть расчет числовых отношений различных форм отчетности и определение числовых показателей;
  • Сравнительный анализ, который делиться на: внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ;
  • Факторный анализ, то есть расчет влияния отдельных факторов на результативный показатель.

Внутрихозяйственный анализ – сравнение основных показателей предприятия с показателями дочерних предприятий.

Межхозяйственный анализ – сравнение показателей предприятия с аналогичными показателями предприятия конкурента и среднеотраслевыми показателями.