Пт. Апр 19th, 2024

Эта идея не принадлежит Ньютону. Еще Демокрит, Эпикур, Лукреций и Гассенди доказывали, что мир состоит только из атомов и их комбинаций, движущихся в пустоте, и что любое явление природы можно объяснить перегруппировкой этих атомов. Декарт, хотя и не веривший в пустоту, применял к частицам законы механики, пытаясь вывести таким путем наблюдаемые свойства действительного мира. Однако древнюю и часто оспариваемую догадку, что все вещи, все явления природы и весь наш опыт можно объяснить перегруппировкой изначальных атомов, движение которых подчиняется механическим законам, удалось поставить на прочную и строгую основу только с помощью теории Ньютона. Если это так, то почему бы не попытаться объяснять явления в экономике, истории и, наконец, поведение самого человека на основе естественных законов, которые вытекали бы как следствия из законов, управляющих поведением элементарных частиц? С появлением теории Ньютона проблемы детерминизма и свободы воли, как и вся система человеческих знаний (под которой часто подразумевали саму ньютоновскую систему), — все это было пересмотрено в свете ее идей.

Но, возможно, сильнее всего теория Ньютона повлияла на психологию людей. В средние века человек спокойно жил:

  • в мире, центром которого он был;
  • в мире, весь смысл, стремление и содержание которого концентрировались вокруг человека, подобно тому, как Земля была центром движения всех звезд, планет и других тяжелых или легких тел;
  • в мире, который зиждился на идее спасения души и в котором все поступки были целенаправленны;
  • в почти волшебном и ясном мире, где все создания — от ангелов до животных, и даже неодушевленные камни — знали свое место, свою цель и свое отношение ко всему остальному.

Уже давно подозревали, что Вселенная может быть материальной, состоящей из набора атомов, которым не присущи ни собственные цели, ни определенное направление движения и поведение которых не зависит от человека. Защитников таких взглядов могли в зависимости от нравов времени или от их темперамента сжигать на костре или просто игнорировать. Такая идея представляла интерес как одна из возможностей объяснить мир, хотя она не отличалась особой привлекательностью и гуманностью. Ей оказывали предпочтение скорее из соображений морали (Эпикур), чем из-за того, что она помогала упорядочить явления природы с меньшими затратами сил.

Утверждение, что Ньютон зачеркнул весь мир средневековья, вероятно, является чересчур сильным, однако ясно, что успех его теории привел к тому, что человеку стало неуютно жить в этом мире. Трудно сказать, насколько это соответствует действительности, но стало труднее верить-в то, что человек является центром Вселенной, что все сущее управляется и, организуется человеком, главным героем грандиозного спектакля. В результате применения механических законов к движению частиц мир перестал концентрироваться вокруг Земли. Отсюда лишь один шаг до материализма Гольбаха:

«Вселенная, огромное скопление всего сущего, состоит лишь из материи и движения. Все, что предстает перед нашим взором, является, ничем иным, как широким и беспрерывным потоком причин и следствий».

К концу семнадцатого века, теорию Ньютона стали преподавать в университетах Великобритании. Когда Ньютон скончался в 1727 г., ему были устроены королевские похороны. После похорон Вольтер написал: «Не так давно в одной знатной компании обсуждался избитый и пустой вопрос: Кто был величайшим человеком — Цезарь, Александр, Тамерлан или Кромвель? Кто-то сказал, что таким человеком был, без сомнения, Исаак Ньютон. И он был прав, так как мы должны благодарить Ньютона за то, что он овладел нашим разумом не насилием, а силой правды».

Затем теория Ньютона распространилась по всему континенту. К 1789. г. было выпущено 18 технически трудных для печати изданий «Начал»; вышло около 40 популярных книг на английском и 17 на французском языках, трактующих эту тему. Были даже организованы женские курсы — «Ньютонизм для дам».

Стало настолько модным читать книги о новой науке, что, говорят, молодые женщины раздумывали, согласиться ли им на предложение, если их женихи не достигли каких-либо научных высот. Без сомнения, тот огромный успех, который имела миссия Бенджамина Франклина в Париже, частично связан с его выдающимися открытиями в области электричества. И, возможно, не был большим преувеличением рассказ о даме, которая всегда возила с собой труп человека, чтобы изучать анатомию во время прогулок по Булонскому лесу. Коттон Матер писал: «Гравитация ведет нас к Богу и ставит нас рядом с ним».

Конечно, дамы и господа, которые посещали всевозможные лекции, вряд ли читали «Начала» Ньютона или разбирались в тонкостях его доказательств. Однако «ньютонизм» и «ньютоновская система» превратились с этого момента в одну из непререкаемых догм европейского мышления. Любую другую систему мира стали теперь проверять и. подвергать сомнению, опираясь на систему Ньютона. С этого времени идеи Ньютона стали господствовать в науке Запада подобно тому, как господствовали в течение многих веков взгляды Аристотеля.

Ньютон считал, что движения планет подчиняются его законам не вполне строго, и эти движения следует время от времени подправлять, словно бог через каждое тысячелетие подводит свои часы, которые слегка отстают. Однако в начале девятнадцатого века Лаплас доказал, что эти часы не отстают, а идут точно. Оказалось, что те небольшие отклонения в движениях планет, которые беспокоили Ньютона, можно объяснить, если- учесть взаимное влияние планет. Говорят, когда Наполеон спросил у Лапласа (можно только удивляться уместности подобного вопроса), где же находится бог в его системе, Лаплас ответил: «Je n’ai pas eu besoin de cette hypothèse» («Я не нуждаюсь в этой гипотезе»).

Однако не всем нравился этот мир, в котором человек был подобен чужеземцу, а атомы и планеты двигались по своим орбитам независимо от его воли. Это был мир, с которым следовало считаться, но которому не обязательно было радоваться. Он оказывал влияние на взгляды философов, экономистов, политиков, теологов и моралистов; некоторые приветствовали его, другие же страстно отвергали, но в конце концов были вынуждены принять его со смирением, а возможно, с некоторой горькой усмешкой:

«Я открыл свое сердце мягкому безразличию Вселенной и принял ее как брата» (Камю).

От content

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock