Виды нежелательного профессионального развития следующие:

  • Стихийное развитие. Речь идет о ситуативном поведении на различных этапах профессиональной развитии.
  • Ложно направленное дивиантное развитие. Развитие на основе самостоятельных решений, основанных на односторонних убеждениям и ложных представлениях о профессии.
  • Отягощенное развитие или деструкция. Развитие, сопровождающееся вредными перестройками и негативными новообразованиями (утрата личностных качеств, появление психологической черствости).
    Внешние причины деструкции – это сложность и обилие задач, вредные условия и режимы труда.
    Внутренние причины деструкции – это недостаток подготовленности, завышенный уровень притязаний на успех и признание.
  • Застой развития. Стагнация. Это «застревание» в рамках привычной деятельности. Прекращение процесса совершенствования, поведение человека становится стереотипным. Причины:
    внешние причины: вынужденное однообразие работы, ухудшение здоровья, старение, невозможность смены работы.
    Внутренние причины: отсутствие смысла работы, невозможность построить перспективы своего развития.
  • «Обратное» развитие, деградация. Утрата качество профессиональной пригодности. Нежелание и неумение приспосабливаться к новым условиям развития.