Теософия (др.-греч.θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, Божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция.

Основателем современной теософии считают А.П. Блаватскую. По ее инициативе в 1875 г. в Нью-Йорке основано теософское общество. Вскоре его центр переместился в Индию.

Из истории терминологии

Термин «теософия» известен со второго века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккаси его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.

В «Ареопагитика» термин «теософия» используется как синоним термина «теология». Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), которое опирается на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в нее

Чаще используется более узкий смысл слова: тогда теософией называются мистические теории XVI-XVIII веков, которые, как правило, находились за пределами определенной конфессии и церковной христианской традиции в целом. Это теории Якоба Беме, Парацельса, Л.К.де Сен-Мартена, Эмануэля Сведенборга, Фридриха Этингера, Сен-Жермена. Многие теософов (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес (тауматургию).

В еще более узком смысле термин «теософия» означает учение, основы и фрагменты которой изложены в труде А.П. Блаватской «Тайная доктрина».

В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания. После Шеллинга термин «теософия» употребляли как названия своего мировоззрения Ф.К.фон Баадер, А. Размен («Teosofia»), Ф. Б. Трентовський («Teosofia wszyskich lud?w»).

Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьева появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчеркивает отличие от традиционной теософии: свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.