Пт. Мар 29th, 2024

Усиление роли информационной деятельности привело в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. к возникновению в западной социологии и футурологии концепции «информационного общества». Идея информационного общества сформировалась в рамках концепции постиндустриализма. Ее основатель Д. Белл выделил основные тенденции, образующие постиндустриальную структуру. Основной смысл его теории — переход от общества, производящего товары, к обществу, производящему услуги. В обществе постиндустриального типа доминирующая роль принадлежит профессионалам, специальные теоретические знания приобретают принципиально новое значение. Доминантами общественного развития становятся знания и технологии, определяющие основу социально-экономической жизни. В постиндустриальном обществе преобладает информационный сектор экономики, к которому отнесены все занятые в производстве, обработке и распространению информации, а также те, кто создает и поддерживает функционирование информационной инфраструктуры. Информация и знания, а не капитал и труд становятся основными переменными, формирующими постиндустриальное общество. Информация управляет поведением производителей и потребителей.

Обосновав идею неизбежного перехода промышленно развитых обществ от «индустриальной» к «постиндустриальной» структуре, Д. Белл выделяет пять главных факторов, предопределяющих данный переход:

  • создание экономики услуг;
  • господство класса профессионально-технических специалистов;
  • центральная роль теоретического знания как источника нововведений и политических решений в обществе;
  • возможность самоподдерживающегося технического роста;
  • создание новой интеллектуальной техники.

Методологически Д. Белл рассматривает общество как систему взаимодействующих факторов — технологии, социальной структуры, политики, ценностей, динамики потребностей.

Японский вариант понятия информационного общества, по сути, есть конвергенция двух идеологий: информационной и постиндустриальной (Е. Масуда). Здесь информационное общество определяется как постиндустриальное, в котором главная роль отводится телекоммуникациям, кабельным сетям, обеспечивающим всеобщую двустороннюю связь. Информация представлена основой преобразований социальной структуры и общественных отношений. Производство и использование информации провозглашается сердцевиной экономики. Значение информации как экономического продукта оценивается намного выше, чем продукция материального производства, энергии, услуг. Информационный сектор экономики представлен четырьмя отраслевыми группами: информацией, отраслями знаний, искусством, этикой. На смену самовозрастания капитала приходит самовозрастание информации, совместное пользование которой приведет к развитию новых отношений, в которых главное — не право собственности, а право пользования. Производство информационного продукта, а не продукта материального декларируется в качестве движущей силы образования и развития этого типа общества.

Многообразные варианты постиндустриализма отмечены присутствием в терминологии ключевого слова «большой». У Д. Белла — «Большая наука», у Г. Кана — «Большой бизнес», у З. Бжезинского — «Большое государство».

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO