Сравнение – более ранний и распространенный способ анализа. Существуют несколько форм сравнения:

  • сравнение с планом;
  • сравнение с прошлым;
  • сравнение с лучшим (эталоном);
  • сравнение со средними значениями.

Сравнение с планом. Непременным условием такого сравнения является сопоставимость, одинаковость по содержанию по содержанию плановых и отчетных показателей, то есть одинаковым должен быть состав и методика расчета анализируемого показателя:

  • цены, если анализируются стоимостные показатели;
  • структура выпуска продукции и ее реализации, если анализируется стоимость продукции.

Выявленные в результате сравнения отчетных показателей с плановыми (базисными) отклонения являются объектами дальнейшего анализа, следовательно, возникает задача обеспечения сопоставимости плановых и отчетных показателей.

Сравнение с прошлым. Заключается в сопоставлении экономических показателей текущего дня, месяца, квартала, года с аналогичным предшествующим периодом. Главная трудность сопоставления с прошлым – это соблюдение условий сопоставимости сравнения с прошлым периодом; требует пересчета объемных показателей в цены базисного периода и использования одинакового набора показателей.

Сравнение с лучшим. Здесь за базу сравнения принимаются лучшие, эталонные, рекордные значения показателей.

Сравнение со средним значением. В данном случае за базу сравнения принимаются значения показателей средние для данной отрасли, группы однотипных предприятий.