Несмотря на сложность и малую производительность по сравнению с механической заточкой, ручная заточка частое явление в производстве режущего инструмента. Нередко причиной этого служит дефицит или полное отсутствие оборудования для механической заточки. Иногда к ней прибегают только потому, что невыгодно производить сложную настройку специального оборудования. Это случается при изготовлении штучного инструмента, например, инструмента второго порядка, применяемого для выполнения отдельных неповторяющихся заказов в инструментальном цехе. Ручная заточка твердосплавного инструмента часто вызывается также стремлением избежать появления трещин и сетки микротрещин на поверхности пластинок твердого сплава. Особенно незаменима ручная заточка, когда для образования профиля требуется удалить, большой объем твердого сплава.

Ручная, или слесарная заточка осуществляется заточниками, а иногда и слесарями-инструменталыциками высокой квалификации. Она может выполняться как на простых заточных станках (точилах), так и на универсальных. Простые заточные станки должны быть оборудованы поворотными подручниками. Подручник, наклоненный под заданным углом, позволяет правильно заточить задние поверхности у лежащего на нем инструмента. Для большего удобства на верхней плоскости подручника следует закрепить упорную линейку, помогающую произвести правильную установку для образования заднего угла и углов в плане. Такая упорная линейка, будучи повернута на заданный угол, служит второй базой для установки.



Ручная заточка быстрорежущего инструмента не вызывает особых трудностей. Предварительная заточка этого инструмента ведется кругами из нормального электрокорунда с характеристикой 36 СМ2-С1, а чистовая — кругами из белого электрокорунда с характеристикой 60 СМ2-С1.

Значительно труднее затачивать инструмент из твердого сплава. Высокий местный нагрев при заточке резко ухудшает качество поверхностного слоя твердого сплава и режущие свойства инструмента. Малая теплопроводность и теплоемкость сплава легко вызывают местные перегревы его при заточке, появление сетки микротрещин и трещин, повышение хрупкости и выкрашивание лезвий. Поэтому при заточке твердых сплавов должны быть созданы условия, исключающие местные перегревы. Перегревы можно устранять правильным выбором шлифовального круга и режимов заточки, обильным охлаждением и соблюдением некоторых других условий.