Семиотика, или семиология — наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифов, ритуалов), природе (коммуникация в животном мире) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.). Иными словами, семиотика — это теория знаков и знаковых систем.

Основы этой науки были заложены еще представителями античной и средневековой философии. Основные принципы семиотики в XIX в. сформулировал американский философ Чарльз Сандерс Пирс. В ХХ в. семиотика получила лингвистического уклона под влиянием идей лингвистов Фердинанда де Соссюра и Луи Ельмслева, и философского уклона под влиянием идей американского философа Чарльза Морриса.

Выделяются три раздела семиотики:

  • синтактика (или синтаксис, от греч. syntaxis — построение, порядок) — изучает закономерности построения знаковых систем безотносительно к их интерпретации, то есть соотношение знаков друг с другом;
  • семантика (от греч. semantikos — то, что обозначает) — изучает отношение между знаком и его смыслом;
  • прагматика (давньогрец. pragmatos — действие) — изучает отношения знаков с их отправителями, получателями и контекстом знаковой деятельности.

В современной науке выделяют несколько направлений семиотических исследований.

Первое направление — биологическая семиотика, или биосемиотика. Это направление занимается изучением систем сигнализации (коммуникации) животных, включая низших животных и насекомых, то есть исследует системы, основанные на естественных знаках, или знаках, так или иначе важных для существования самого организма, то есть биологически существенных (биологически релевантных). (Ч. Хоккетт, США; Н. И. Жинкин, СССР).

Второе направление — етносемиотика. Это наиболее широкий направление, которое содержит несколько течений, одна из которых ориентируется на антропологию и этнографию, т.е. изучение преимущественно примитивных сообществ (Э. Холл, США; Клод Леви-Стросс, Франция), вторая течение — на социальную психологию и инженерную психологию, т.е. изучение высокоразвитых сообществ (Ж. Матора, Франция; А. Чапанис и проч., СШ ), третья течение — на историю философии и литературы (Р. Барт, М. Фуко и др.., Франция ).

Третье направление — лингвосемиотика — ориентируется на изучение естественного языка с его стилистикой. Кроме того, лингвосемиотика исследует другие смежные знаковые системы, которые:

  • функционируют параллельно с языком (например, жесты и мимика, сопровождающие речь);
  • компенсируют язык (например, выразительная, стилистическая интонация; типографские шрифты );
  • видоизменяют ее функции и ее знаковый характер (например, художественная речь ).

В последние годы в связи с бурным развитием моделирования естественного языка и появлением различных типов искусственных языков (информационных, информационно-логических, как программирование и т.д.) расширился и объект лингвосемиотикы.

Четвертое направление — абстрактная семиотика — изучает лишь наиболее общие свойства и отношения, характеризующие знаковые системы, независимо от их материального воплощения (Р. Карнап за рубежом; В. Б. Бирюков, Д. П. Горский, А. А. Зиновьев, В. В. Мартынов и др.., СССР). В рамках этого направления создается наиболее абстрактная, логико-математическая теория знаковых систем.