Процесс сборки является заключительным этапом изготовления машины, в значительной степени определяющим ее основные эксплуатационные качества. Условия достижения высоких эксплуатационных качеств машины не ограничиваются созданием ее удачной конструкции или применением высококачественных материалов для изготовления ее деталей, ее гарантирует этих качеств и высокоточ­ное изготовление деталей с обеспечением оптимального состояния поверхностных слоев их сопряженных или рабочих поверхностей.

Процесс изготовления машины может гарантировать достижение всех требуемых ее эксплуатационных показателей, а также ее на­дежности и долговечности в эксплуатации лишь при условии высоко­качественного проведения всех этапов сборки машины (т.е. сборки и регулировки отдельных сборочных единиц-узлов и общей сборки и испытаний изготовляемого изделия в целом).

Это связано с тем, что в процессе сборки вполне доброкачествен­ных изделий по разным причинам могут возникать погрешности взаимного расположения деталей, существенно снижающие точность и служебные качества собираемого изделия. Причинами возникно­вения таких погрешностей могут быть следующие:

  1. ошибки, допускаемые рабочими при ориентации и фиксации установленного положения собираемых деталей (образование зазоров между торцами втулок, монтируемых на валах, и торцами соответствующих фланцев и буртиков валов в связи с недостаточно плотным их соединением сборщиком или сдвигом втулки сверлом при засверловке стопорного отверстия на валу «по месту» через отверстие во втулке; попадание грязи и стружки между сопрягаемыми поверхностями; совпадение эксцентриситетов наружной и внутрен­ней поверхностей втулок, посадочной шейки вала, на которой монти­руется втулка, и его опорных шеек; нарушение правильной после­довательности затяжки винтовых соединений и непостоянство уси­лия затяжки и т.п.);
  2. погрешности установки калибров и измерительных средств, применяемых при сборке;
  3. погрешности регулирования, пригонки и контроля точности положения детали в машине, достигнутого при сборке, а также собственные погрешности измерительных средств;
  4. относительные сдвиги деталей в промежутке времени между их установкой в требуемые положения и их фиксацией в этом поло­жении;
  5. образование задиров на сопрягаемых поверхностях де­талей;
  6. упругие деформации сопрягаемых деталей при их установке и фиксации и пластические деформации поверхностей сопряжении, нарушающие их точность и плотность соединений.

Выполнение сборочных работ связано с большой затратой вре­мени, составляющей значительную долю общей трудоемкости изго­товления машины. В зависимости от типа производства затраты времени на сборочные работы составляют (в процентах от общей трудоемкости изготовления машин):

  • в массовом и крупносерийном производствах  20 – 30 %,
  • в серийном производстве 25 – 3 5 %,
  • в единичном и мелкосерийном производствах 35 – 40 %.

В различных отраслях машиностроения доля сборочных работ различна и приблизительно составляет (в процентах от общей трудоемкости изготовления машин и приборов):

  • в тяжелом машиностроении  30 – 35 %;
  • в станкостроении 25 – 30 %;
  • в автомобилестроении 18 – 20 %;
  • в приборостроении 40 – 45 %.

Следует отметить, что основная часть (50 – 85 %) слесарно-сборочных работ представляет собой ручные работы, требующие больших затрат физического труда и высокой квалификации рабочих.

Изложенные причины превращают проблему повышения качества и производительности сборки в одну из первоочередных и важнейших задач технического прогресса современного машиностроения.