Признак — особенность предмета или явления, которое определяет сходство своего носителя к другим объектам познания или отличие от них; то же, что и свойство. Совокупность признаков (которая может сводиться и к одному единственному признаку) позволяет отличить предмет (явление) от других предметов (явлений).

Выделяют много разновидностей признаков, важнейшими из которых являются дели на характерные и нехарактерные признаки, что соответствует главным и второстепенным свойствам, а также постоянные (необходимые) и временные (случайные) признаки.

Считается, что мыслительная процедура Абстрагирование состоит в том, что субъект мышления отвлекается от нехарактерных (второстепенных) и временных признаков предмета, (явления), рассматривая только его характерные (существенные) и постоянные признаки (некоторые абстракции, наоборот, требуют отвлечься от существенных признаков явления, напр. Абстракция потенциальной осуществимости). Выявление характерных признаков сразу во многих объектов позволяет осуществить Обобщение, т.е. определить тип этих объектов (классифицировать их) и составить обобщенную характеристику каждого из них как представителя указанного типа.

Вопрос отношения признаков и объектов-носителей признаков составляет часть онтологической проблемы Универсале. По мнению средневековых концептуалистов, современных позитивистов, материалистов и методологических реалистов признаки неотделимы от своего носителя и не имеют самостоятельного существования, они могут рассматриваться отдельно лишь благодаря способности человеческого мышления к абстрагированию. Необходимо отличать признаки как особенности объектов мышления или представления от соответствующих этим признакам частей содержания мышления или представления. Если некоторый объект дан в понятии или представлении, его признакам соответствуют определенные части понятия, соответственно представления. Эти части принадлежат к содержанию понятия, соответственно представления, и этим принципиально отличаются от признаков, принадлежащих самому объекту понятие или представление. Поэтому, во избежание путаницы такие части не следует называть признаками; многие философы прошлого допускали ошибку, смешивая объект познания и его признаки с содержанием познания (мышления или представления) и его частями. Наиболее существенный вклад в исправление этой ошибки внесли Б. Больцано и К. Твардовский.

Множество признаков каждого объекта познания потенциально неисчерпаема, что свидетельствует о принципиальной неполноте всякого познания, в частности о неполноте, неточности и незавершенность любого понятия, в котором субъект пытается схватить сущность объекта познания — ведь всякое понятие (как и представление ) может содержать лишь ограниченное число частей, отражающих определенные признаки. В связи с этим К. Твардовский предложил называть признаками не любые свойства объекта познания, а лишь те, которые отражаются в познании, фиксируясь как части содержания понятия или представления. Эта терминологическая предложение не получила распространения.