До передачи станка в ремонт производят предварительный тщательный осмотр его и выявляют дефекты путем опроса рабочих, работающих на данном станке, проверкой геометрической точности и жесткости взаимодействующих узлов, анализом записей в журнале работников ремонтной службы.

Подготовка к разборке

Перед разборкой станка для ремонта из резервуаров сливаются масло и охлаждающая жидкость. Станок должен быть очищен от стружки, грязи, пыли и смазки. Площадку около ремонтируемого станка освобождают от загромождающих изделий и оснащают подъемно-транспортными средствами, необходимыми для разборки или ремонта, если ремонт ведется без съема станка с фундамента. Подготовив площадку и очистив станок, электромонтер отключает его от электросети, изолирует концы оставшихся проводов и кабельных выводов, снимает предохранители с электрощитка. Далее со станка снимаются приводные ремни, полумуфты вала двигателя и на месте ремонта вывешивается табличка «Не включать — ремонт!».

Первоначальная разборка станка производится нерасчлененными узлами, каждый из которых в дальнейшем разбирается на детали. Необходимость разборки узлов определяется видом и задачами ремонта.

Разборка

Разборка металлорежущего станка или другого вида оборудования должна производиться с соблюдением следующих правил:

  • перед разборкой ознакомиться с техническим паспортом, кинематической и гидравлической схемами, чертежами основных частей; составить схему-график разборки-сборки; последнее обязательно к выполнению при ремонте сложного оборудования;
  • если кинематическая или гидравлическая схема в техдокументации на станок отсутствует, ее нужно составить в процессе разборки ремонтируемого станка;
  • произвести дефектацию деталей и составить дефектную ведомость;
  • разборку станка и его узлов следует начинать со снятия предохранительных щитков, кожухов и крышек, чтобы обеспечить доступ к разбираемым узлам;
  • разборку нужно вести инструментами и приспособлениями, применение которых исключает возможность порчи годных деталей;
  • ударять молотками по деталям при разборке следует через подставки или выколотки из дерева либо мягкого металла;
  • разбираемые детали надо снимать аккуратно, не допуская их перекосов, заклинивания и повреждений;
  • к трудно снимающимся деталям нельзя прилагать большие усилия; необходимо выяснить причину заедания и устранить ее;
  • разборка длинных валов должна производиться с применением нескольких опор;
  • детали каждого разбираемого узла необходимо укладывать в отдельные ящики, а не нагромождать одну на другую; особенно осторожно следует укладывать детали с хорошо обработанными поверхностями;
  • ящики с деталями обязательно закрывать крышками;
  • болты, шайбы, и другие крепежные детали при полной разборке узла укладывают в специальный ящик; при частичной разборке целесообразно крепежные детали вставлять обратно в предназначенные для них отверстия;
  • крупные детали укладывают на подставки возле ремонтируемого станка;
  • детали отдельных узлов следует пометить на нерабочих поверхностях клеймами, краской или электрографом.

При разборке ремонтируемого оборудования необходимо все детали очистить от пленок окислов, масла и грязи. Эта операция является весьма ответственной, так как цель ее не только придать деталям опрятный вид, а главным образом выявить наличие износа и определить степень ее годности для дальнейшей эксплуатации.