1. Стадия первичной социализации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок не критически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает.
  2. Стадия индивидуализации. На данной стадии возникает желание выделится среди других. Критическое отношение к общественным нормам отношений. В подростковом возрасте – стадия индивидуализации и самоопределения. Рассматривается как промежуточная стадия социализации, т.к. все еще не устойчива в мировоззрении и поведении подростков. В юношеском возрасте происходит концептуальная социализация, когда определяется стиль и смысл в жизни.
  3. Стадия интеграции. Происходит в молодости и проходит успешно если личность принимается группой, обществом. В противном случае, если общество, группа не принимает, возможны следующие исходы: 1) сохранение своей непохожести и появление агрессии во взаимоотношении с людьми и обществом в целом. 2) Изменение себя, чтобы «стать как все». 3) Конформизм – внешнее соглашательство, адаптация.

Пример опыта: Америка, город Хоторн. 1926 – 1932 год. Элтон Мэйо создает группу исследователей, которые в течении 6 лет, проводят исследования по совершенствованию производительности труда.

  • Улучшили освещения помещений (производительность повысилась).
  • Увеличилась зарплата.
  • Ввели бесплатные обеды.
  • Бесплатные чаепитие.
  • Усовершенствовали условие труда.

В конце эксперимента все нововведения были отменены. Но производительность труда не упала!!!

Вывод: В процессе труда формируются групповые нормы, которых в последствии определяются деятельность коллектива.

4. Трудовая стадия социализация. Охватывает весь период зрелости, трудовой деятельности человека, когда он не только осваивает социальный опыт, но воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. После трудовая стадия. Пожилой человек рассматривается как личность, вносившая и вносящая существенный вклад в производство социального опыта. В процесс передачи его в новом поколении.