Большинство деталей машин изготовляют на металлорежущих станках. С заготовки, имеющей размеры заведомо большие, чем у готовой детали, постепенно снимается определенный слой металла (припуск). С помощью приспособлений, режущего и мерительного инструмента заготовка на станке превращается в готовую деталь будущей машины или инструмент со строго определенными размерами и с требуемой шероховатостью обработанных поверхностей. На станках обрабатывают детали от простейших до самых сложных из разнообразных материалов: чугуна, стали, алюминиевых сплавов, бронзы, специальных сплавов типа нержавеющей стали и т. д.

Детали могут иметь цилиндрическую форму (валы, втулки, диски), т. е. форму тел вращения, другие —призматическую форму или форму, ограниченную плоскостями, третьи имеют различного рода отверстия —гладкие цилиндрические, ступенчатые или резьбовые. Есть сложные детали с криволинейными поверхностями: плоские кулачки, рабочая поверхность которых выполнена по архимедовой спирали, штампы для таких сложных изделий, как лопатки газовых и паровых турбин, кузова автомобилей и т. д.

Соответственно особенностям формы деталей применяют различные методы их обработки. Каждому из них соответствует определенный тип станка и режущего инструмента.