Манас — в древне-индийской философии — это емкостное понятия разума (интеллекта) человека, включающий все ментальные проявления, которое возникает в процессе индивидуальной жизни. Именно это понятие имеет гораздо более широкую основу, не только набор интеллектуальных познаний, а по своему составу приближается к самому значение сущности человека (его души).
В разных древне-индийских религиозных течениях и учениях наблюдаются расхождения в толковании термина Манас:
- В ньяя манас — это тонкая неделимая и вечная субстанция, которая служит инструментом восприятия психических явлений.
- В вайшешици манас — последний, девятый вид субстанции, неосязаемое зачаток всего, существование которого выводится на основании логических рассуждений.
- В санкхья манас — центральный орган, управляющий действием органов познания и органов действия.
- В йоге манас, вместе с эмпирическим Я и интеллектом составляет тонкое тело, с которым связана душа.
- В джайнизме манас является сочетанием атомов и поэтому материальный.
- В буддизме манас нематериальный и вместе с материальным телом и сознанием образует систему, условно, названную человеком.
В йогачара манас реальный, состоящий из потока идей и выступает как единственная реальность, в отличие от объектов внешнего мира, которые являются образами, рожденными самим манас. Вайбхашика и Саутрантика признают реальность Манаса на ряду с реальностью внешних объектов.