В ремонтной практике различают три основных метода ремонта деталей: восстановление детали с первоначальными формой и размерами; восстановление детали или функциональных способностей станка (механизма) при использовании компенсаторов износа; восстановление деталей (узлов) по способу ремонтных размеров.

Восстановление первоначальных размеров в изношенных деталях, пригодных к эксплуатации, в ряде случаев возможно с применением компенсаторов износа. Детали-компенсаторы могут быть сменными и подвижными. Сменные компенсаторы, как наиболее простые, широко используются в практике.

Напрессовывание втулок

Напрессованная на вал втулка (рис. 1, а) после износа заменяется новой, которая обрабатывается по наружному диаметру до необходимого размера и класса шероховатости.

Рис 1 — Компенсаторы износа: а — втулка, б — полувтулка, в — втулка с резьбой, г — наделки, д — регулируемая планка, е — клин

Полувтулки, установленные на коренных шейках коленчатого вала (рис. 1, б), в значительной степени облегчают его ремонт. После износа полувтулки снимаются и заменяются новыми. Обычно полувтулки закрепляют эпоксидной смолой либо клеями БФ. После отверждения клея коленчатый вал устанавливают на токарный или шлифовальный станок для механической обработки этих полувтулок но диаметру.

В корпусные детали (рис. 1, в) устанавливают втулки на резьбе или запрессовкой. Втулки предварительно обрабатывают по внутреннему диаметру. После установки втулки деталь закрепляется и выверяется на токарном либо расточном станке, и втулка окончательно растачивается в корпусе детали до необходимого размера.

Установка наделок

Эффективно также восстановление направляющей салазок станков путем установки (замены) наделок (рис. 1, г). Наделки изготавливаются из текстолита, капрона, бронзы, баббита или чугуна и в зависимости от условий работы сопрягаемых деталей крепятся латунными винтами либо склеиванием.

Особенно удобны в эксплуатации подвижные компенсаторы износа, применяемые для уменьшения зазора н повышения жесткости системы между такими coпрягаемыми деталями, как станина — суппорт, стол — каретка, станина — консоль и т. д. Они путем лишь регулировки позволяют компенсировать износ деталей станка.

Подвижные компенсаторы

Конструкции подвижных компенсаторов различны (рис. 1, д, е). Наиболее применимы в станках подвижные компенсаторы с промежуточными элементами типов «планка» и «клин». Перемещая клин вдоль направляющих винтами, установленными на обоих концах клина, и поджимая его (рис. 1, е), можно получить необходимый зазор или вообще (при необходимости) заклинить сопрягаемые детали. Последнее бывает необходимо, если требуется повысить жесткость станка при выполнении той или иной операции (например, отрезка, чистовая расточка и т. п.).

Способ ремонтных размеров

Некоторые детали или отдельные их элементы невозможно восстановить до прежних размеров либо процесс восстановления является экономически нецелесообразным. В этом случае ремонт осуществляется способом ремонтных размеров. Наиболее часто способ ремонтных размеров применим для сопрягаемых деталей типа «вал — втулка».