Чт. Мар 28th, 2024

По природе

Знания могут быть:

  • декларативные
  • процедурные

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре определенных понятий. Эти знания приближены к данным, фактов. Например вуз является совокупностью факультетов, а каждый факультет в свою очередь является совокупностью кафедр.

Процедурные знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода. Например метод мозгового штурма для поиска новых идей.

По степени научности

Знания могут быть научными и ненаучными.

Научные знания могут быть:

  • эмпирическими, полученными на основе опыта или наблюдения
  • теоретическими, полученными на основе анализа абстрактных моделей.

Теоретические знания — абстракции, аналогии, схемы, отражающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Ненаучные знания могут быть:

  • паранаучные — знание несовместимы с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаукового (пара от греч. — Возле, при) знания включает учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  • псевдонаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучных знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Как симптомы лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающих доводов, а также претенциозность. Псевдонаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаукой знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что псевдонаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучная;
  • квазинаучными — они ищут себе сторонников, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучные знания, как правило, расцветает в условиях строгой иерархированной науки, где невозможна критика власть имущих, где жестко проявлен идеологический режим;
  • антинаучными — как утопические и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в выявлении общего легко доступных «лекарств от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауки возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
  • псевдонаучными — является интеллектуальной активностью, спекулирует на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтов;
  • повседневно-практическими — доставлявшие элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большой объем обыденного знания, которое проводится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, наоборот, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает и здравый смысл, и приметы, и поучения, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хоть и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательст. Другая его особенность — принципиально неграмотный характер.
  • собственные — зависящие от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.
  • «Народной наукой» — особой формой вненаучного и иррационального знания, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как этнонаука. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических исследований. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменная форме от наставника к ученику. Она также иногда проявляется в виде заветов, наставлений, ритуалов и др..

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
Best Wordpress Adblock Detecting Plugin | CHP Adblock