Научно-техническая революция внесла коренные изменения в наш мир. Бурное развитие техники позволило человеку Нового времени осуществить мощное наступление на противостоящую ему окружающую среду с целью ее подчинения запросам человечества, пытающегося обеспечить себя необходимыми условиями жизнедеятельности. По мнению многих ученых, именно этот процесс окончательно выделил человека из всего круга сущего. Человечество совершило мощный эволюционный прорыв, оставив далеко позади другие биологические формы жизни. Движимый развитием техники процесс освоения природной среды, сложность социальной жизни человека, наполненной искусственными техническими изобретениями, достигли своего апогея в современности.

В определенный момент процесса изобретения и внедрения различных технических устройств, предназначенных для средств освоения и подчинения окружающего пространства, для средств коммуникации и расчетов своих действий, человек продуцировал очень необычный, неизвестный ранее феномен — искусственный интеллект. Ранее развитие техники сосредотачивалось на конструировании устройств, имитирующих с гораздо более высокой производительностью, нежели в их естественном проявлении, внешние органы чувств и органы действий человека: вместо естественного зрения — микроскоп или бинокль, вместо руки — экскаватор, вместо естественного слуха — радиосвязь, вместо ног — автомобиль и т.д. И вот появились устройства, призванные имитировать и замещать, казалось бы, самое главное в человеке — то, что с давних времен признавалось его самым существенным признаком — разумность. Системы искусственного интеллекта были призваны воспроизвести и, возможно, в перспективе заменить на более высоком качественном уровне процесс мышления человека, его способность к рациональным интеллектуальным действиям.

Конечно же, философия не могла не откликнуться на этот, возможно, самый интригующий эпизод в развитии техники. Впервые в человеческой истории рядом с человеком на Земле появился разумный сосед — система искусственного интеллекта, что позволило в новой форме и с новой силой поставить классические философские вопросы о сущности разума, о сущности самого человека. Разработкой и решением данных вопросов занимается такое сравнительно новое направление в философской традиции, как философия искусственного интеллекта.