Если философию охарактеризовать как мысль эпохи, как размышление над основополагающими идеями, доминирующими в культуре в определенный период времени, то становится вполне естественным, что в современной ситуации рефлексивный взор философа все чаще обращается к проблемам, связанным с развитием техники. Научно-техническая революция, достигшая наивысшей точки интенсивности в ХХ в., внесла коренные изменения в наш мир.

Одним из следствий технического преобразования мира можно считать появление так называемых виртуальных реальностей. Когда я прихожу домой и включаю телевизор, то оказываюсь в весьма специфической ситуации. Я могу заметить, что в данный момент происходит отторжение ближайших по отношению ко мне вещей. Я перестаю обращать внимание на то, что сейчас существует с наибольшей очевидностью для меня: мое тело и весь тот мир повседневных вещей, которыми я окружен здесь, в своей комнате. Меня увлекает другое, то, что разворачивается сейчас за пределами обозримого мной пространства. Так возникает особая реальность — мир тех вещей, которые не имеют привычного физического воплощения, вещей, которые я не могу назвать в привычном смысле слова существующими, но которые, тем не менее, влияют на меня все сильнее, пропорционально развитию все новых и новых технологий построения виртуальности.

В такой ситуации для философа актуальными становятся следующие вопросы. Как существуют виртуальные объекты? Чем их существование отличается от существования реальных вещей? Как отличить виртуальный объект от реального? Каковы критерии истинности суждений о реальном? Куда исчезает человек, когда оказывается захваченным виртуальным миром? Как должен реальный социум реагировать на это исчезновение? Сможет ли человек беспрепятственно возвращаться обратно из виртуального в реальное, или же с ним происходят какие-то существенные изменения?

Перечисленные выше вопросы имеют самое существенное значение для философии, ибо, спрашивая о виртуальном, мы неминуемо задаем вопрос и о самой объективной реальности, в существовании которой мы ранее не могли сомневаться. До появления какой-либо альтернативы вопрос об очевидности существования повседневных вещей мог привлечь к себе внимание лишь философствующих маргиналов, таких как известный французский мыслитель XVII в. Рене Декарт. В современном же мире этот вопрос становится все более актуальным для самых широких слоев общества. В этом смысле эпоха, в которую нам посчастливилось присутствовать в мире, уникальна. Думается, что именно стремительнейшее развитие технологий, именно глобальная виртуализация современного мира с наибольшей остротой, неизвестной людям прошлых эпох, ставят перед человечеством самый главный философский вопрос, которым задавался еще Аристотель, один из величайших античных философов: что есть сущее как таковое?