Поскольку этим античным мыслителям посвящена обширная и доступная литература, ограничимся тезисным изложением их учений.

Платон в онтологии — идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы, и его считают родоначальником идеалистической традиции (так называемой «линии Платона»).то выразилось в следующем. Подобно элатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Подобно Демокриту  Платон говорит о множественности бытия. Однако «бытие» для Платона — это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей («айдосов»),которые не имеют частей и, следовательно, всегда себе тождественны, они бессмертны и постигаются разумом; сам Платон называет их «сущностями», — вещи, согласно Платону, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.

Слова киника Диогена о том ,что он ни видит ни «чашности» (идеи чаши), ни «стольности» (идеи стола), Платон парировал так :»Чтобы видеть стол и чашу ,у тебя есть глаза ,а чтобы видеть стольность и чашность у тебя есть разум». Но как обеспечивается связь, единство самого мира идей (бытия)? Для этого Платон обращается к понятию единого, трактуя его как условие возможности бытия (мира идей).Само единое не есть бытие ,оно выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны ни идеи, ни их множественность; Единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Высшее благо — «по ту сторону» бытия, для чего у последователей Платона появился термин «трансцендентное»(через неоплатоников ставшее в христианской традиции определением Единого Бога — творца мира и человека).Платон учил, что для того, чтобы объяснить то или иное явление, надо найти его идею — то есть понятие: то постоянное и устойчивое ,что не дано чувственному восприятию. Мир же чувственно воспринимаемых вещей для Платона — отнюдь не «небытие», а становление — все временное движущееся, смертное, всегда иное,  делимое; к этим характеристикам, данным Платоном как противоположным по отношению к характеристикам бытия, нужно добавить; телесное, материальное — в противоположность идеальному миру эйдосов.

Душа, по Платону, подобна идее — едина и неделима, но в ней можно вычленить части

  • разумную;
  • аффективную(эмоциональную);
  • вожделеющую(чувственную).

Если в душе человека преобладает разумная её часть — человек стремится к высшему благу, к справедливости и правде; таковы философы. Если более развита аффэктная часть души, то человеку присущи храбрость, мужество,  умение подчинять вожделение долгу; таковы стражи, и их гораздо больше, чем философов. Если же превалирует «низшая», вожделеющая часть души ,то человеку надлежит заниматься физическим трудом — быть ремесленником или крестьянином, и таких людей большинство. Основываясь на этой логике рассуждений, Платон построил проект идеального государства подобного пирамиде(см. рисунок):в нем правят философы(причем они должны обучатся до 30-летнего возраста),стражи охраняют порядок, а работный люд трудится… Государственные структуры современных Платону Афин были совсем иными, и этот проект по праву можно назвать утопическим; но исторический парадокс заключается в том, что социальные утопии имеют тенденцию сдаваться …-Платон говорил об общей собственности, о том, что воспитанием детей должно заниматься государство ,а не семья (которая оказывалась ненужной в идеальном Государстве);о том, что индивидуальное должное подчинится всеобщему :»Человек живет ради души государства»…

Души, по Платону, могут переселятся и могут бывать в сверхчувственном идеальном бытии; поэтому у людей есть «врожденные идеи» — воспоминания о пребывании в мире эйдосов ,а занятия философией — это «воспоминания души о разговорах с Богом».

До нас дошли в рукописи 34 диалога Платона (и благодаря им мы знаем об учении Сократа, которое Платон развивал. В частности ,он продолжил диалектические поиски Сократа, определив диалектику -конечно, субъективную — как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям),»

Апология Сократа» (изложение трех последних речей Сократа перед судом, приговорившим его к смерти),13 писем и «Определения». Платон оказал сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие философской мысли, и каждая эпоха находила в творчестве Платона созвучное ее времени.

В Афинах Платон основал школу — Академию, среди слушателей которой был и Аристотель, выделявшийся среди прочих своей одаренностью. Время жизни Арестотеля совпало с ослаблением демократии в Афинах и других греческих городах, с возвышением Македонии и началом завоевательной политики македонских царей. Известно, что Аристотель воспитывал сына царя Филиппа Александра — основателя Великой империи. В 335 г. до н.э. Аристотель организовал в Афинах собственную школу — знаменитый Лицей.12 лет Аристотель руководил обширными работами лицея по систематизации философских и научных знаний ,вводя новые дисциплины, в первую очередь — логику.

Философские взгляды Аристотеля складывались в тесной связи с его естественнонаучными и социально-политическими исследованиями. Исследуя различные проблемы — в области логики, психологии, онтологии и гносеологии, космологии и др. Аристотель вел полемику с имеющимися в предшествующей и современной  ему литературе точками зрения; эти критические и полемические «введения» Аристотеля во многих случаях являются ценнейшим источником знаний о ранних учениях . Учение самого Аристотеля сложилось в результате критики им учения Платона об идеях. Аристотель доказывает несостоятельность платоновской гипотезы «идеи», исходя из следующего:

  • «Идеи» Платона — простые копии (двойники) чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию. — Весьма материалистическая мысль!
  • «Вид»(эйдос) или «идея» человека по сути не чем не отличается от общих признаков, принадлежащих отдельному человеку.
  • Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей.
  • Отношение идеи друг к другу подобно отношению общего к частному, и рассматривая «идею» как сущность бытия вещи, Платон (по Аристотелю) впадал в противоречие: при таком понимании каждая «идея» есть одновременно и сущность, так как, будучи общей, она присутствует в менее общей, и в то же время не сущность, так как она в свою очередь причастна стоящей над ней более общей «идее», которая и будет её сущностью.
  • Платоновское учение о независимом от вещей чувственном восприятии мира «мира идей» приводит к «нелепому выводу»: так как между идеями и чувственно воспринимаемыми вещами есть сходство и так как, по Платону, для всего сходного тоже должна существовать «идея» («сходности»),то кроме идеи, например, «человека» и кроме соответствующих ей вещей (людей) должна существовать ещё идея сходного ,что имеется между ними. Далее — для этой новой идеи и находящейся под ней первой «идеей» и ее вещей должна существовать еще одна идея — и так — до бесконечности.
  • Обособив «идею» в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого мира вещей, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.
  • Платон сближает свою теорию идей с предположении о причинах всего возникающего и учит, что все такие предположения восходят к единой, но уже не предполагаемой основе — к идее Блага .Однако это противоречит существованию таких понятий, которые не могут быть возведены к единому высшему понятию.

По Аристотелю, каждая единичная мысль есть единство материи и формы, но форма, в отличии от «идеи» Платона, несмотря на свою нематериальность, не есть некая потусторонняя сущность, извне приходящая в материю. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и, наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет «форма». — Так Аристотель пытался преодолеть пропасть между миром вещей и миром эйдосов: согласно Аристотелю, в пределах чувственного воспринимаемого мира возможен последовательный переход от «материи» к относительной ей «форме» ,а от «формы» — к относительной ей «материи». Существуют же лишь единичные вещи — индивидуумы, это и есть бытие по Аристотелю.

Учение Аристотеля о бытие опирается на его учение о категориях, изложенное в специальном не большом  сочинении «Категории» и в знаменитой «Метафизике». Здесь Аристотель пытался ответить на вопрос о том каким должен быть первоначальный, вводящий в науку подход к проблеме сущности: наиболее полное знание о вещи достигается тогда, считал Аристотель, и был, очевидно, прав, когда нам становится известна сущность вещи. Но категории у Аристотеля — это, в первую очередь, не понятия ,а основные «роды» или разряды бытия и, соответственно этому, основные роды понятий о бытие как о сущем. Таких категории Аристотель предлагает десять (если считать и категорию «личность» :количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Но у Аристотеля категория «Сущности»  резко отделена от других категорий, так как когда мы говорим о сущности, — поясняет Аристотель, — то мы отвечаем на вопрос «что есть вещь», а не на вопрос «какова эта вещь» (качество), «как она велика»(количество) и т.д. У Аристотеля 2 критерия сущности:

  • мыслимость (познаваемость в понятии)
  • «способность к отдельному существованию»;

Но эти два критерия оказываются несовместимыми, потому что «лишь единичное обладает самостоятельным существованием безоговорочно» но единичное не удовлетворяет первому критерию — оно не постигается умом, не выражается понятием, ему нельзя дать определения. Аристотелю поэтому приходится искать компромисс между двумя критериями, и такой компромисс состоит в том, что Аристотель принимает за сущность не единичную вещь, не род вещи, и не количество и т.д., а то, что уже определено и настолько близко к единичному ,что почти с ним сливается. то и будет искомой «сущностью», названной в «Метафизике» «сутью вещи», или «сутью бытия вещей». «Суть бытия» -это форма вещи, или ее «первая сущность». Поэтому-то любая единичная вещь есть единство материи и формы.

Кроме «материальной» причины вещи и ее «формальной» причины Аристотель говорил еще о двух началах (личинах) всего существующего. Это — целевая причина: «Обусловленность через цель происходит не только среди «поступков, определяемых мыслью», но и среди «вещей, возникающих естественным путем» (#5).

Аристотель имеет в виду осуществление некоего целенаправленного процесса и называют его «энтелехией», стремлением к своему благу как осуществление конкретной потенции (возможности).Это — целевая причина: «Обусловленность через цель происходит не только среди «поступков, определяемых мыслью», но и среди «вещей, возникающих естественным путем».

Все 4 причины, по Аристотелю, извечны, материальная причина не сводима к другим, а формально, движущая и целевая причины фактически сводятся к одной и таковой триединой причиной у Аристотеля оказывается бог. Но бог Аристотеля — исключительно философский бог, это божественное мышление, деятельностный разум, самодовлеющее, само на себя замкнутое мышление, это некий духовный Абсолют — » разум, который мыслит сам себя, и мысль его есть мышление о мышлении».

Проблемам мышления вообще Аристотель уделил много внимания, оставив фундаментальные разработки по логике, под которой он понимал науку о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания: логика, по Аристотелю, исследует методы, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Трем проблемам уделено особое внимание:

  • Вопросу о методе вероятного знания; этот отдел логических исследований Аристотель называет «диалектикой» и рассматривает в трактате «Топика».
  • Вопросу о двух основных методах выяснения достоверного знания, которые суть и определение и доказательство.
  • Вопросу о методе нахождения посылок знания, то есть индукции («наведении»).Несколько слов о диалектике по Аристотелю. Полагая, что по ряду вопросов знание может быть лишь вероятным, а не непререкаемо истинным, Аристотель утверждал, что такое знание предполагает свой, особый метод — не метод науки в точном смысле, а приближающийся к научному метод. то метод и назвал Аристотель «диалектикой», отклонившись тем самым от традиций Сократа и Платона. В «диалектике», во-первых, развиваются умозаключения ,которые могли бы привести к вероятному ответу на поставленный вопрос и которые были бы свободны от противоречий; во-вторых ,даются способы исследования того, что ответ на вопрос может оказаться ложным.

Философия Аристотеля завершает тот период античной философии, который нередко именуется «философией классической Греции» и которая является основой всей европейской философии. История античной философии продолжается в эллинистический и римский периоды, занявшие в общей сложности 8 столетий.