Для того чтобы использовать энергию электрического тока, нужно прежде всего иметь источник тока.
Электродвигатели, лампы, плитки, всевозможные приборы, работающие от электрического тока, называют приемниками или потребителями электрической энергии.
Электрическую энергию нужно доставить к приемнику. Для этого приемник соединяют с источником электрической энергии проводами. Чтобы включать и выключать в нужное время приемники электрической энергии, применяют ключи. Источник тока, приемники и ключи, соединенные между собой проводами, составляют электрическую цепь.
Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т. е. состоять только из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвется или на его место будет поставлен изолятор, ток в цепи прекратится. На этом и основано действие ключей.
Чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь, называют схемами. Приборы на схемах обозначают условными знаками. Некоторые из них даны на рисунке 234. На рисунке 235 изображена схема простейшей электрической цепи:
Вопросы. 1. Какова роль источника тока в электрической цепи? 2. Какие приемники, или потребители, электрической энергии вы знаете? 3. Из каких частей состоит электрическая цепь? 4. Что такое замкнутая цепь? разомкнутая цепь? 5. Что такое схема электрической цепи?
Упражнения. 1. Рассмотрите устройство штепсельной вилки настольной лампы. Из какого материала изготовлены отдельные части ее? 2. Начертите схему цепи электрического звонка с кнопкой. 3. Начертите схему цепи, содержащей один гальванический элемент и два звонка, каждый из которых можно включать отдельно. 4. Придумайте схему соединения элемента, звонка и двух кнопок, расположенных так, чтобы можно было позвонить из двух разных мест. 5. На рисунке 236 дана схема соединения лампы и двух переключателей. Рассмотрите схему и подумайте, где можно применить такую проводку. 6. Нарисуйте схему цепи карманного фонаря (рис. 237) и назовите части этой цепи.